Предупредительно-профилактическая деятельность МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Синякина Е.В., Пономарёва Т.Ф.

В ноябре 2012 г. проходил городской смотр-конкурс на лучшую организацию деятельности по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. В этом конкурсе МБОУ ДОД ЦВО  «Творчество» г.о. Самара   занял первое место. Это не случайно, так как именно это направление деятельности в виду его чрезвычайной актуальности находится под пристальным вниманием педагогического коллектива нашего Центра.

Для осуществления широкоформатных работ по профилактике девиантного поведения  воспитанников в ЦВО «Творчество» ещё в 2004 году была разработана комплексная программа профилактики детского, подросткового и молодёжного экстремизма «От толерантности – к культуре мира!», которая стала лауреатом II-го Областного конкурса профилактических и коррекционных программ.

В 2010 году в связи с новыми жизненными реалиями данная программа претерпела изменения,  в её структуру вошли актуальные на сегодняшний день профилактические программы «Школа общения «Диалог» и «ENTER to reality» (вход в реальность).

Рис. 1. Структура программы профилактики девиантного поведения детей и подростков «От толерантности – к культуре мира!»

Основой всей предупредительно-профилактической работы служит хорошо отработанный и применяемый в каждом детском объединении  нашего Центра «метод  спирали», который используется при формировании у детей «самости»: повторение по спирали (каждый раз на более высоком уровне) триады - упражнение, рефлексия, коррекция.

Под упражнением мы понимаем поведенческие упражнения, такие как: ситуативные, ролевые, деловые игры, тренинги, дискуссионные клубы, круглые столы, творческие сборы и мастерские. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитуемости, способность включаться в процесс самовоспитания, а уровень развития его «самости» способствует накоплению личностного опыта и формирует позитивную активную жизненную позицию.

С помощью метода спирали формируются личностные качества «самости» и ребенок перестает быть воспитуемым и через упражнения, рефлексию и коррекцию переходит от самоопределения к самосовершенствованию,  от самовоспитания к самореализации, после чего уходит в самостоятельную жизнь с внутренним нравственным законом, который не позволяет ему нарушать социальные нормы.

Попадая в наш Центр, ребенок  обучается по сквозным профилактическим  программам:

Особого эффекта достигает профилактическая работа, если воспитанники получают навыки деятельности, альтернативной девиантным проявлениям. Разрабатывая и реализуя социальные проекты они  получают  возможность совместно со взрослыми заниматься социально значимой и социально одобряемой деятельностью, которая формирует у них чувство собственного человеческого достоинства и, что очень важно,  учит уважать это чувство в других людях. Нашими воспитанниками разработано и реализовано около 30 социальных проектов, вот только некоторые из них: «От сердца – к сердцу», «Живи, Доброта!», «Эко – невидаль!», «Экос – Дружба», «О чем говорят памятники», «О прошлом память сохраним», «Двор для меня», «Тимуровское движение», «Никто не забыт», «Здоровье нации» и многие другие. Одни названия проектов  убеждают в том, что ребёнок, участвующий в их разработке и реализации, приобретает иммунитет против девиантных поступков.

Комплексный подход к проблеме предупредительно-профилактической работы заключается и в том, что в Центре для воспитанников проводятся массовые мероприятия: правовые игры («Ваш выбор», «Ваше право», «В рамках закона», «По закону и совести» и др.), эрудиционы («С Законом на Вы», «Каждый должен знать», «Подросток и закон» и др.), творческие сборы для старшеклассников («Здоровье – модно!», «Сделаем нашу жизнь красивой!»), которые повышают уровень их правовой культуры  и культуры в вопросах здоровья, что очень важно для профилактики девиаций.

В апреле 2012 года ЦВО «Творчество»  была проведена городская научно-практическая конференция «Здоровое поколение». Конференция направлена на привлечение внимания детей и подростков г.о. Самара к вопросам здоровьесбережения, содействие формированию у них  ценности здоровья и понимания значимости его не только в личностном, но и социальном плане; на повышение мотивации самарских школьников на сохранение и укрепление своего здоровья.

Огромную роль в профилактической работе с детьми и подростками играет образовательный процесс в инклюзивном пространстве. Совместное обучение, массовые мероприятия  для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников Отдела реабилитации ЦВО «Творчество» позволяет формировать у первых такие нравственные качества как толерантность, ответственность, милосердие, приводит к пониманию ими ценности здоровья, побуждает их к достижению более высоких, социально одобряемых целей; к восприятию  последних как полноправных членов общества.

Иллюстрацией к этому может служить реализация социального проекта «Своими руками» (2011-2012 учебный год).  Целевой группой проекта являлись дети с ОВЗ и их здоровые братья и сестры, некоторые из которых были склонны к девиантному поведению.

В процессе реализации проекта изменялось отношение здоровых детей к инвалидам: они переставали стесняться их, учились оказывать им своевременную помощь, уважать за их несомненные достижения в различных видах деятельности, а часто и подтягиваться до их уровня. Здоровые дети охотно взаимодействовали на уровне сотворчества не только со своими братьями и сестрами, но и с другими детьми-инвалидами. На момент окончания проекта это был сплоченный творческий коллектив с общечеловеческими жизненными ценностями и социально одобряемыми поступками.

Пройдя обучение по воспитательным программам, участвуя в массовых мероприятиях,  наши воспитанники приобретают позитивные поведенческие навыки и становятся  более устойчивыми к вредным воздействиям социума, о чём свидетельствуют результаты диагностики личностного роста воспитанников.

Педагогический коллектив ЦВО «Творчество» отдаёт себе отчёт в том, что  никакая воспитательная работа не даст должных результатов, если она проводится в отрыве от семьи воспитанника. Поэтому  в предупредительно-профилактическую работу вовлекаются родители обучающихся. Все профилактические массовые мероприятия проводятся при их активной поддержке.