«Вектор + ЗОЖ»

Сквозная дополнительная образовательная программа профилактики вредных привычек

Автор: Гудзима Е.В.

Целевая аудитория: дети и подростки  12 - 17 лет
Срок реализации – 16 учебных часов

 

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Одной из общественных проблем второй половины XX  - начала XXI века  стала наркомания. В настоящее время  это проблема приобрела угрожающий характер.  Во всем мире насчитывается более 52 миллионов лиц,  систематически употребляющих наркотики, то есть около 1% населения всей планеты. И каждый день эта цифра угрожающе растет.

Наркотики уже проникли не только в учебные заведения, в юношескую среду, но и в  общеобразовательные школы, в среду подростковую. Если еще 4 – 5 лет назад 16 – 17 летние наркоман были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов. Прием наркотиков стал чем-то обыденным, почти традиционным. По данным Министерства внутренних дел 70% от всех потребителей наркотиков составляют подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. А алкоголизм является первым шагом на пути к наркозависимости.

Налицо  деградация тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту  нашего государства. Если учесть, что каждый наркоман приобщает к наркотикам от 4 до 17 человек в  год, то, сколько человек могут стать наркоманами через 4 – 5 лет, подсчитать нетрудно.  Процесс наркотизации идет весьма активно и ни в какой-то отдельной прослойке  общества, а среди всех групп населения. Проблема напрямую связана с грабежами,  убийствами, воровством, бандитизмом и другими тяжкими преступлениями.

Необходимо рассмотреть и понять причины, толкающие подростков к употреблению наркотических веществ. Наиболее распространенной классификацией является следующая:

  • Индивидуальные факторы: низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства, неумение конструктивно общаться, неумение противостоять давлению извне и др.;
  • Причины, берущие начало в семье ребенка: отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление психоактивными веществами членами семьи и т.п.;
  • Причины, связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками, злоупотребление психоативными веществами в образовательном учреждении.

Даже беглого взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к потреблению психоактивных веществ или обнаружить какие – либо другие девиации поведения может практически любой ребенок, следовательно, первичная профилактика наркомании должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения.

Активная деятельность по профилактике наркомании подразумевает цикл занятий по предупреждению заболеванием ВИЧ. Взаимосвязь между наркоманией и ВИЧ настолько очевидна, что говорить об одном заболевании, не упоминая о другом нецелесообразно.   Так же, как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения приобщения к наркотикам и профилактике заражения ВИЧ  необходима специальная прививка в виде  обучения.

Разработка и апробация различных антиалкогольных и антинаркотических профилактических программ показала, что наибольшей эффективностью обладают  программы, не столько информирующие подростков о вредных последствиях  употребления табака, алкоголя и наркотиков, сколько позволяющие ему развить такие  жизненно - важные навыки, как умение принимать решения и достигать поставленной цели, противостоять негативному влиянию своей референтной группы, эффективно общаться, развивать навыки самопознания и реализации своего внутреннего потенциала. Результативность работы таких программ определяется активным способом познания, передачей обучаемому ответственности за получение знаний.

Вследствие вышесказанного в ЦВО «Творчество» разработана и успешно внедряется программа  пропаганды здорового образа жизни «Вектор + ЗОЖ». Данная программа является сквозной, т.е.  реализуется в рамках блоков воспитательной работы дополнительных образовательных программ различных детских объединений ЦВО “Творчество” и как всякая сквозная образовательная программа работает с группами переменного состава.  

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: содействие формированию у молодежи здоровой, творческой, активной  социальной позиции через пропаганду здорового образа жизни и формирование информационного пространства, определяющего негативное отношение подростков и молодежи к наркотикам, табаку, алкоголю и вредным привычкам.

Задачи программы:

  • создание условий, способствующих приобретению подростками нового  положительного социального опыта для личного развития;
  • формирование "внутренней" системы запретов на девиантное поведение и устойчивого неприятия наркотиков;
  • адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости;
  • вовлечение подростков в альтернативные виды организации досуга и социокультурной деятельности;
  • обучение подростков искусству внутреннего самоуправления, искусству понимания  самого себя и окружающих;
  • развитие навыков межличностного общения;
  • знакомство с причинами возникновения зависимости и последствиями употребления наркотиков.

1.3. Результаты работы по программе

По окончанию работы по данной программе будут получены следующие результаты:

  • Будет сформировано  информационное и образовательное пространство, которое поможет  воспитанникам ЦВО «Творчество»  получить знания о пагубном влиянии наркотиков на организм и личность человека и  выработать  "внутреннюю" систему запретов на девиантное  поведение,  будет содействовать  адаптации к изменяющимся условиям, социализации, развитию независимости,  личной ответственности. Предложит коллективную творческую деятельность и социальное проектирование  как  альтернативу наркотикам.
  • У подростков, вовлеченных в сферу деятельности программы,  будут сформированы навыки эффективного взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, знания и умения  организаторской работы, особенностей формирования коллектива.
  • Подросток, прошедший обучение по данной программе, узнает о способах выхода из конфликтов, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со стрессами. У детей появятся навыки рефлексии, осмысления сделанной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива,  что, в конечном счёте, позволит приобрести позитивный жизненный опыт без повторения ранее допущенных ошибок.
  • Самый главный результат состоит в том, что в рамках программы подростки учатся принимать решения  и нести ответственность за сделанный выбор.

Учебно – тематический план

Тематика занятий Теория
(кол-во часов)
Практика
(кол-во часов)
Всего
1. Знакомство. - 1 1
2. Общение: виды и стили общения, умение сказать «нет». 1 3 4
3. Конфликтология: типы конфликтов, прогнозирование, способы выхода, методы предупреждения конфликтных ситуаций. 1 2 3
4. Здоровье и здоровый образ жизни 1 1 2
5. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения. 1 3 4
6. Профилактика ВИЧ. 1 1 2
Всего: 4 12 16

 

Приложение 1

Тренинг по профилактике наркомании. Упражнение «Табу»
(Идея упражнения взята из книги В.Ю. Котлякова «Профилактика наркозависимости в школе»)

Не редко любопытство или желание «изведать запретный плод» руководят подростком. Это упражнение наглядно показывает, как ребята относятся к различного рода запретам и ограничениям в своей жизни. Это упражнение имеет огромное поле ассоциаций, в данном случае проводится параллель с проблемой наркомании.

Все участников команды просят сесть в круг и повернуться спиной к центру. Педагог ставит  небольшую коробочку в центр круга. 

Затем педагог говорит: «Там лежит то, что нельзя. Вы по одному должны как-то проявить свое отношение к этому предмету, не произнося ни звука».

Участники могут подходить смотреть или оставаться на месте. При выполнении данного упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Если ребята задают вопросы, Вы должны только повторять ту формулировку  задания, которая приведена выше.

После того как все выполнят задание, попросите всех сесть лицом в круг. Пусть каждый участник пояснит свои действия, и скажет причину, побудившую его поступить так, а не иначе. Обсудите с подростками, насколько в жизни они прислушиваются к советам близких и окружающих.

Это упражнение показывает, как дети относятся к различного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод руководят подростком.

Данное упражнение имеет огромное поле ассоциаций, в данном случае проводится параллель с проблемой наркомании.

После проведения анализа данного упражнения, прочитайте следующую сказку и обсудите ее.

 

Сказка
(Данная сказка взята из программы «Молодежь на перепутье»)

“Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.

Однажды Хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.

День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.

Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться.

Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, как вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю.

Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, своего любимца, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой. 

Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу - и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью. Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: “Как ты посмел разлить мою воду!” Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: “Только попадись мне, и я сверну тебе шею!”

Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. “Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он соколу, - поплатишься жизнью!”

Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднес чашу к губам, сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина и, не сводя с него полных любви глаз, истек кровью.

“Ты получил то, что заслужил”, - сказал Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог ее достать.

“Ничего, - подумал Хан. - Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику”.

И Хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда, которой было достаточно, чтобы убить человека.

Хан словно окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу. “Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан.

- Сокол был мне верным другом, а я убил его”.

Хан пустился бежать с горы,  скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой”.
После прочтения сказки необходимо провести рефлексию, ответить на вопросы:

  • Почему Сокол выбивал чашу из рук Хана? (Хотел уберечь от смерти);
  • Откуда Сокол знал, что в воде - смерть? (Сокол летает высоко в небе,  зрение у него отменное, он с высоты своего полёта видит на земле добычу. Он увидел ядовитую змею в озере.);
  • Почему Хан так поступил с Соколом? (Нетерпение, желание немедленно удовлетворить своё желание,  свою страсть (жажду). Гордыня, нежелание в действиях друга увидеть добро, нежелание прислушаться к совету друга);
  • А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей? Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?
  • Какой вывод мы можем сделать из событий этой  сказки? (Безоглядно предаваться своим желаниям, страстям порой опасно для жизни).
  • Какую аналогию можно провести между этой сказкой и наркоманией? (Наркоман как и Хан желает безоглядно удовлетворять свою страсть к наркотику, не слушает советов близких и друзей, считая их своими недругами)   

 

Упражнение «Безопасная дискуссия»

Для проведения упражнения необходимо подготовить три плаката с надписями - «Да», «Нет», «Может быть». Плакаты развешиваются на разных стенах зала. После того как ведущие задают вопрос, все участники переходят под плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат, желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч, имеет право говорить, остальные молчат.

Запрет при выполнении упражнения: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое личное мнение.

Вопросы:

  • Любите ли Вы бывать в кругу друзей?
  • Смогли ли бы Вы прожить в одиночестве?
  • Каждый человек- эгоист?
  • В жизни нужно попробовать абсолютно все?
  • Обманываете ли Вы своих родителей? 
  • Считаете ли Вы, что цель оправдывает средства? 
  • Можно ли все купить за деньги? 
  • Считаете ли Вы, что Ваша семья важнее ваших друзей? 
  • Употребление наркотиков - это нормально?
  • Наше общество теряет моральные устои?
  • Если бы Вы узнали, что Ваш друг или знакомый употребляет наркотики, отвернулись бы Вы от него?
  • Может ли наркозависимый быть хорошим человеком?
  • Как Вы считаете, есть ли у Вас комплексы?
  • Активное освещение темы наркомании в средствах массовой       информации влияет на ее рост?
  • Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
  • Курение должно быть запрещено во всех публичных местах?
  • Как Вы считаете, умный ли Вы человек?

Вопросы для рефлексии  (анализа):

  •  Было ли Вам интересно и почему?
  •  Хотелось ли уйти?
  • Были ли вопросы, над которыми Вы раньше не   задумывались?
  • Что Вы чувствовали, когда стояли по 2 - 3 против остальных?
  • Что чувствовали к тем, кто давал ответы, противоположные     вашим?
  • Менялось ли Ваше мнение, когда Вы слышали ответ     противоположный Вашему?
  • Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить?
  •  Открыли ли Вы что-то новое для себя и в себе?

Подведение итогов занятия, рефлексия


 

Приложение 2.
Тренинг по профилактике наркомании

Упражнение «Марионетки»
(Идея упражнения взята из книги В.Ю. Котлякова «Профилактика наркозависимости в школе»)

Данное упражнение помогает подросткам осмыслить понятие “Зависимость”. Во время выполнения этого задания участники на собственном опыте испытывает, как состояние полного подчинения, так и состояние, когда другие полностью зависят от  тебя. На этом занятии мы немного поговорим об этом, каждый сможет еще раз прочувствовать это на себе. Это упражнение имеет полное поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркотик-наркоман», так и с разнообразными отношениями возникающими вокруг подростка. От того, насколько творчески и ответственно вы отнесетесь к заданию, зависит успех проведения упражнения. 


Все члены команды  разбиваются на двойки. В каждой паре выбирается «марионетка» и  «кукловод». Оба участника побывают и в той и другой роли. Задание  заключается в том, что каждой паре предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловод» управляет всеми движениями «марионетки». «Марионетка» не может сделать без «кукловода» ни одного движения, даже мимического. Сценарий сценки разрабатывается «кукловодом» самостоятельно, ничем не ограничивая  своего воображения, «марионетка» узнает о нем только в момент «представления» и слепо выполняет указания своего «кукловода».

После  обдумывания пары по очереди представляют свой вариант остальным участникам, после показа участники меняются со своими партнерами ролями и представляют другую сценку. Как только пара выполняет задание, ведущий подводит с ней анализ, подробно останавливаясь на следующих моментах: какие чувства вы испытывали, когда были в роли «марионетки», а затем  «кукловода», какую роль было выполнять труднее, зависимость от чего в жизни может испытывать человек.

Участники могут говорить о разных чувствах:  неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта.

Важно показать подросткам, что состояние зависимости, гиперопека и давление делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Любая зависимость нашей жизни от чего бы то ни было делает жизнь неполноценной, а порой и уносит саму жизнь.
        
Упражнение «Альтернатива наркомании»

Данное упражнение проводится в 4 этапа:

  • 1 этап: каждый участник группы рисует то, что является для него самым важным в жизни, альтернативой вредных привычек (15 мин.);
  • 2 этап: каждый участник пояснят свой рисунок, немного рассказывает о том, что изображено на рисунке (5 мин.);
  • 3 этап: картины абсолютно всех участников объединяются в одно целое, то есть создается картина альтернативы группы. Необязательно полностью рисунки должны входить в общую картину, это могут быть фрагменты. У картины должно быть название и необычная форма, также она может сопровождаться комментариями, стихами и т.д. (15 мин.);
  • 4 этап: анализ упражнения в группе.

Подведение итогов занятия, рефлексия.

Назад