Школа общения «Диалог»

сквозная дополнительная образовательная программа

Авторы-составители:
Демина Вера Александровна,
Пономарева Татьяна Фараоновна,
Синякина Елена Владимировна,

методисты ЦВО «Творчество»

Целевая аудитория: дети в возрасте от 13 до 17 лет
Срок образования – 12 часов

Пояснительная записка

Одной из актуальнейших общественных проблем начала XXI века, перешедших к нам из  века XX, стало девиантное поведение не только старших, но и младших подростков: табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность. В настоящее время  эта проблема приобрела угрожающий характер.

Например, социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек…

Налицо  деградация тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту  нашего государства. Если учесть, что каждый человек приобщает к своим ценностям, в данном случае асоциальным,  от 4 до 17 человек в  год, то прогрессия распространения  табакокурения, алкоголизма, наркомании, преступности очевидна.

Чтобы остановить этот процесс, а еще лучше повернуть его вспять, обществу необходимо  вести целенаправленную профилактическую работу.  Так же как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения приобщения к табакокурению, алкоголизму, наркомании, преступности необходима специальная прививка в виде обучения, чем должны заниматься и занимаются образовательные учреждения.

В число причин девиантного поведения социологи, психологи, психотерапеты включают: неспособность подростков правильно выражать свои чувства, нарушение отношений со сверстниками и взрослыми, неумение конструктивно общаться.

Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового возраста проходит под влиянием общения, в том числе и образовательный процесс.

Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем включая в круг общения все большее количество как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей.

Разработка и апробация различных антитабачных, антиалкогольных и антинаркотических профилактических программ показала, что наибольшей эффективностью обладают  программы, не столько информирующие подростков о вредных последствиях  употребления табака, алкоголя и наркотиков, сколько позволяющие ему развить такие  жизненно важные навыки, как умение принять на себя ответственность за свое поведение, делать выбор, принимать решения и достигать поставленной цели, противостоять негативному влиянию своей референтной группы, эффективно общаться, развивать навыки самопознания и реализации своего внутреннего потенциала.

Новизна профилактической программы «Школа общения «Диалог» заключается в том, что в ее содержание заложен принцип природосообразности: ведущая деятельность этого возраста – общение. Воспитание подростка, развитие его личности, формирование его мировоззрения, системы социально одобряемых привычек, поступков, поведения осуществляется через обучение конструктивному общению, которое, по определению ученого М.И. Лисиной,  есть взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Цель программы: создать условия для формирования у подростков жизненно важных навыков общения как одного из средств, способствующих сохранению здоровья; для формирования социально одобряемого индивидуального стиля общения, позитивных коммуникативных компетенций.

Задачи программы:

  • формирование у подростков стремления к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию и самореализации;
  • формирование навыков межличностного общения;
  • формирование «внутренней» системы запретов на девиантное поведение;
  • формирование социально-одобряемого речевого поведения в ситуациях выбора;
  •  создание условий, способствующих приобретению подростками нового  положительного социального опыта для личного развития.

 Прогнозируемые результаты работы по программе

Реализация программы позволит получить следующие результаты:

  • подростки получат знания по искусству внутреннего самоуправления, искусству понимания  самого себя и окружающих;
  • подростки получат опыт использования навыков позитивного межличностного общения с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения;
  • подростки получат опыт социально одобряемого речевого поведения в ситуациях выбора;
  • подростки ознакомятся с  системой «внутренних» запретов на девиантное поведение;
  • будут созданы условия, способствующие приобретению подростками нового  положительного социального опыта для личного развития.
  • будет сформировано  информационное и образовательное пространство, которое поможет воспитанникам получить  навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Подросток, прошедший обучение по программе, узнает о способах предупреждения конфликта и выхода из него, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со стрессами, овладеет приемами релаксации. Это приведёт к снижению напряженности во взаимодействии с окружающими и как следствие явится профилактикой девиантного поведения.

Самый главный ожидаемый результат реализации программы «Школа общения «Диалог» – в рамках программы подростки научатся принимать решения  и нести ответственность за сделанный выбор.

Учебно-тематический план

№ п/п Тематика занятий Всего Теория Практика Форма контроля
1. Общение как социально-культурная категория. 4 2 2  
1.1 Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности в современных социо-культурных условиях 2 0,5 1,5 Диагностика уровня коммуникативных способностей. «Общительный ли Вы человек?», Тест «Уверенность в себе»
1.2 Приемы и методы  конструктивного общения. Восприятие и понимание. 2 1 1 Тест-анкета «Что я знаю о невербальных средствах  общения?», Тесты «Коммуникативная дистанция», «Умеете ли вы слушать?»
2. Общение в социуме. 2 1 1  
2.1 Социальные роли. Межличностное общение с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения. Общение в семье  и в образовательных учреждениях. 2 1 1 Тест толерантности к миру, друзьям, членам семьи.
3. Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и укрепления здоровья. 2 1 1  
3.1 Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. Умение сказать «нет». Современные риски  и здоровый образ жизни. Профилактика ВИЧ. 2 1 1 Тест «Стиль общения»Тест-анкета «Ориентация на ЗОЖ»
4. Конфликтология 2 1 1  
4.1 Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них. 2 1 1 Тест «Конфликтный ли вы человек?»
5. Творческий отчет «Экзамен» 2   2  

Итого:

12 5 7  

 Список использованной литературы

  • Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов в УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
  • Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
  • Болл М., Серульо Д. Жизнь на перепутье. – М., 1998.
  • Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М.,1999.
  •  Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с.
  • Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001.
  • Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.
  • Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Книга для учителя. В над Заг.: Российская академия образования. Поволжский филиал института развития личности. Отдел образования Администрации г. Самары. Благотворительный фонд "Второе  рождение". – Самара, 1996.
  • Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – Рига – М., 1997.
  • Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
  • Пиз А. Язык телодвижения. – Новгород, 1992.
  • Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004.
  • Романов Е.С., Гребенникв Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи, 1996.
  • Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
  • Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига – М., 1997.

 

Приложение 1.

Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики.

“Каждый человек, есть нечто большее,
чем кажется себе. Он представляет также
 уникальную, неповторимую, всегда
значимую точку, в которой пересекаются
 явления мира только один раз и никогда
более в таком сочетании”.
Герман Гессе.

План  занятия


п/п
Вид деятельности Продолжительность
1. Лекция – диалог  “Грамматика общения”. 40 мин.
2. Тренинг  общения.                                             1 час 10 мин.
3. Подведение итогов занятия, рефлексия 5 мин.
  И Т О Г О (115 мин.)
2,6 академ. часа

Цели и задачи занятия:

  • Формирование у воспитанников понимания ценности, уникальности своей личности;
  • Содействие формированию у воспитанников уважения к себе и другим людям, с которыми он вступает в общение
  • Формирование знаний основ коммуникаций;
  • Овладение методами эффективных коммуникаций;
  • Развитие умений и навыков межличностного общения;
  • Развитие внимания, эмпатии, эмоциональной сферы личности воспитанника;
  • Развитие выразительности  речи, жестов, мимики;
  • Развитие способности к автономным самостоятельным действиям;
  • Формирование навыков самоанализа, рефлексии.

Обеспечение занятия

Для проведения занятия необходимо подготовить следующие канцелярские материалы:

  • бумага писчая;
  • шариковые ручки (по количеству участников группы);
  • фломастеры (не меньше, чем количество участников группы);
  • маркеры (2-3 шт. разного цвета);
  • 1 лист ватмана или рулонной бумаги для мозгового штурма и плакат: «Причины ошибок восприятия» (см. Лекция-диалог «Грамматика общения»).

В рамках лекции-диалога «Грамматика общения» проводится эксперимент, для которого необходимо подготовить фотопортрет незнакомого для участников группы человека.

Для подведения итогов занятия необходимо выбрать из Приложения анкету или методику и отксерокопировать для всех участников группы.

Лекция – диалог  “Грамматика общения”

В течение этого общего сбора, мы поговорим с Вами о том, как мы воспринимаем людей, контактирующих с нами, какое впечатление мы оказываем на них.

Являясь социальным существом, человек постоянно испытывает потребность в общении, как необходимого условия жизнедеятельности. Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается – от потребности в эмоциональном контакте с матерью к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со всеми окружающими людьми.

Основой общения является потребность в другом человеке, в общении с ним.

Общение людей – это тонкий и весьма сложный процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.

Субъектами, то есть участниками общения являются люди, отличающиеся индивидуальным своеобразием, приносящие в общение свой внутренний мир. Общение представляет собой взаимодействие людей, которые по – разному воспринимают мир, отличаются активностью, поведением и т.д.

Мы с Вами часто слышим фразу о том, что каждый человек индивидуален, неповторим, и нужно воспринимать его таким какой он есть.

И чтобы удостовериться в этом, мы поиграем с Вами в одну маленькую игру, которая называется “Снежинка”.

Всем раздается лист бумаги. Участники выполняют действия, которые говорит ведущий, не смотря ни на ведущего, ни на своих соседей.

Задание:
Сложите лист пополам, еще раз пополам;
Оторвите верхний левый угол;
Теперь оторвите нижний правый угол;
Сложите пополам;
Оторвите верхний правый угол;
Теперь оторвите нижний левый угол;
Надорвите сверху, сложите пополам;
Проделайте дырку в центре;
А теперь разверните.

Посмотрите вокруг, ни у кого нет такой снежинки, все совершенно разные. Это подтверждает мои слова об уникальности каждого человека.

Но теперь отложим снежинки и продолжим.

Все присутствующие здесь, наверное, слышали о таком понятии как вербальное и невербальное общение. Итак, словесный или вербальный канал используется для передачи информации. Невербальный (без словесный) применяется для передачи межличностных отношений,  в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать «убийственный» взгляд мужчине, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не открыв при этом рта.

Восприятие человека, формирование первого впечатления о нем – это начальный этап общения. В течение жизни перед нашими глазами проходят десятки и сотни людей. Все они не похожи друг на друга, у каждого свой склад характера, своя манера поведения. Постоянно наблюдая за ними, мы можем научиться с помощью внешних признаков, проникать в глубины человеческого характера. Это необходимо для того, чтобы в процесс общения быть готовым к неожиданным поступкам, требованиям и просьбам других людей.

Например, уже только по тому, как ведут себя пассажиры у трапа, мы неосознанно для себя прогнозируем их поведение в салоне. К трапу проталкивается женщина, активно работая локтями и громко возмущаясь тем, что ей не дают пройти к самолету. У бортпроводницы сложится впечатление о ней, как о невоспитанной и грубой женщине, от которой можно ожидать проявления открытого недовольства по поводу обслуживания, чрезмерно завышенные запросы по поводу обслуживания. Следовательно, у бортпроводницы формируется отрицательная оценка данной пассажирки.

Всегда ли наше первое впечатление оправдывае6тся? Оказывается, нет. Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Это можно объяснить несколькими причинами:

  • Элементы внешности связываются с конкретными чертами характера.
  • Психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности.
  • Приписываются качества другого человека, внешне похожего.
  • Приписываются качества того, социального типа, к которому человек отнесен на основе внешних данных.

Рассмотрим подробнее эти причины. В человеческом сознании давно укоренились не совсем верные представления о связи некоторых черт внешности с чертами характера. Например, высокий лоб обычно воспринимается как признак большого ума, и т.д. Если наше восприятие подвержено этим не совсем научным суждениям, то наше представление о человеке будет ошибочным. Мы будем ждать от этого человека больше, чем он может сделать, в результате можем получиться неприятная ситуация. Поэтому нужно избегать таких стереотипов.

Формирование мнения о человеке на основе его привлекательности является также типичной ошибкой. Если человек сразу понравился нам внешне, то мы непроизвольно облагораживаем его в своих глазах, гораздо охотнее приписывая ему положительные качества, нежели отрицательные. И наоборот. Данное явление получило название  «эффект ореола».

Довольно часто человек переносит достоинства своих друзей  или недостатки недругов на людей, внешне на них похожих. Вы, наверно, заметили, как трудно бывает преодолеть неприязнь к совершенно незнакомому человеку, если он внешне похож на Вашего недруга.

Нередко человек переносит на других свои собственные качества. Люди альтруисты, добродушные и открытые видят мир в светлых тонах. Все им кажутся такими же милыми и добрыми.

Искаженное представление о человеке бывает в том случае, когда его относят к какой–то конкретной социальной или профессиональной группе людей на основе внешних данных. По внешности человек невольно пытается определить род занятий другого человека, его положение в обществе, круг общения.

В сознании людей укоренилось представление о том, что если человек принадлежит к определенному социальному слою населения или профессиональной группе, то он якобы, обладает определенным набором черт, характерным для данного слоя или профессиональной группы.

Так называемый образ «типичного представителя» в науке получил название стереотипа.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что восприятие другого человека всегда субъективно, т.е. немного искажено.

Зная причину искажения  в восприятии человека, можно избежать грубых ошибок в формировании первого впечатления об окружающих людях.

Причина неверного впечатления о человеке не всегда может заключаться в нас самих, но и исходить от окружающих. Для иллюстрации приведем один эксперимент.

Краткое описание: из аудитории выбирается 2–3 человека. Затем их заводят по одному и показывают одну и туже фотографию, просят описать характер, поведение, интересы человека, изображенного на фото. При этом ведущий позволяет себе маленькую подсказку. Первому участнику он говорит, что на фотографии изображен преступник, второму – ученый, третьему – рабочий. В результате на один и тот же портрет были получены три характеристики, противоречащие друг другу.

Мы с Вами очень подробно разобрали, из чего же складывается первое впечатление о человеке, не забывайте, что о Вас думают, совершая те же ошибки.

Что же можно сделать, чтобы сформировать благоприятное впечатление о себе? Для этого необходимо знать, что вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции при восприятии другого, и активно использовать полученные знания.

Как вы думаете, какие факторы играют роль при формировании впечатления о человеке (мозговой штурм)? 

Рассмотрим два наиболее важных из них:

  • Внешний вид;
  • Позы и жесты.

Важнейший психологический фактор неречевого воздействия на человека – это внешний облик, который тесно связан, с манерой держаться и с языком жестов и поз.

Остановимся на трех моментах внешнего облика:

  1. выражение лица;
  2. манера одеваться;
  3. осанка.

Человеческое лицо чутко отражает не только наше душевное состояние, но и наши склонности. Выражение лица – это своего рода визитная карточка внутреннего мира человека. Посредством одной только мимики лица можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

 Наибольшей силой эмоционального воздействия обладает улыбка, которая способна без слов выражать радость и удовольствие от общения, следовательно, может усиливать стремление партнеров к общению. Если Вы подарите свою улыбку окружающим людям, то она непременно вернется к Вам в десятикратном размере.

Немаловажным фактором общения является взгляд. Не случайно при разговоре люди смотрят друг другу именно в глаза, потому, что глаза являются точным выразителем состояния партнера, степени его заинтересованности в разговоре. Глазами можно выразить очень многое, поэтому психологи выделяют даже отдельный вид общения – общение глазами. Лучшим способом выражения доброжелательного отношения является внимательный взгляд в глаза собеседника.

Следующий момент  - это манера одеваться.

На сегодняшний день не утратили своего значения слова Сократа о том, в чем состоит умение одеваться со вкусом: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем: признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество». Оказывается, чем темнее и традиционнее одежда, тем больший авторитет она создает.

Основную идею можно сформулировать так: всегда одевайтесь с оглядкой на то положение, которое хотели бы занимать, а не в соответствии с тем, которое занимаете в действительности.

Итак, надеемся полученная информация, будет вам полезной. Спасибо за внимание. 

 

Умение сказать «нет»

План занятия


п/п
Вид деятельности Продолжительность
1. Ролевая игра «Отказ» 1 час.
2. Подведение итогов занятия, рефлексия. 5 мин.
  И Т О Г О 65 мин.
1,4 академ. часа

Цели и задачи занятия:

  • Формирование разницы в понятиях “Давление с благими намерениями” и  “Отрицательное давление”, обучение воспитанников методам ухода из-под того и другого давления;
  • Обучение воспитанников методам компромисса в случае “Давления с благими намерениями”, развитие толерантности, эмпатии; 
  • Обучение воспитанников вербальным и невербальным методам отказа отрицательному давлению;
  • Развитие “самости” воспитанников через формирование внутренних запретов и ценностных установок;
  • Развитие самостоятельного мышления, логики;

Обеспечение занятия

Для проведения занятия необходимо подготовить следующие материалы:

  • шариковые ручки (по количеству участников группы);
  • маркеры (2-3 шт. разного цвета);
  • 4 листа ватмана для мозговых штурмов и  плакат «Методы словесного отказа»;
  • отксерокопировать карточку наблюдения по количеству участников в группе.

Для подведения итогов занятия необходимо выбрать из Приложения анкету или методику и отксерокопировать для всех участников группы.

Ролевая игра «Отказ»

“Под давлением всё ухудшается”
Закон Мерфи (управленческий фольклор)

Каждый человек постоянно испытывает давление со стороны окружающих. Оно может быть «добрым», иметь благие намерения, способствующие позитивным изменениям личности, а может быть «жестким», «агрессивным», способствующим отрицательным изменениям личности. Поэтому любому из нас приходиться постоянно выбирать – подчиниться или противостоять этому давлению.

Давайте вспомним ситуации, при которых вы испытывали внешнее давление, какое было ваше поведение в подобных ситуациях.

Мозговой  штурм.

 Примерные варианты ответов:

Давление с благими намерениями Давление, способствующее отрицательным изменениям личности
  • Помогает  избежать  ошибки,  досадного  промаха  и т.п.
  • Помогает  сохранить  чувство  собственного  достоинства, здоровье и благополучие своё и своих близких…
  • Помогает  в  дальнейшем  добиться  успеха,  реализовать  себя.
  • Заставляет  нарушать  собственные  принципы,  убеждения, законы.
  • Может  привести  к потере собственного достоинства,    здоровья  и благополучия  своего и  своих близких.
  • Может  помешать  реализовать  свои  планы  в  будущем…

Рассматривая  давление с благими намерениями (как правило, такое давление оказывают родители, педагоги, коллектив) нельзя не сказать о таком  понятии, как  «компромисс». Попадая под давление с благими намерениями, всегда стремитесь договориться, идите на обоюдные уступки.

Давайте приведем пример ситуаций, когда следует идти на компромисс, а также границы компромиссного поведения.

У компромисса имеются как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся следующие:

  • помогает сохранить добрые отношения с окружающими;
  • помогает не причинять боль или обиду близкому человеку;
  • дает возможность, уступив в малом, добиться в дальнейшем успеха и т.д.

К отрицательным относятся:

  • возможность «слиться с коллективом»;
  • «потеря своей индивидуальности»;
  • формирование приспособленчества и др.

Попадая под  отрицательное давление, всегда стремитесь чётко сказать “Нет!”, объяснив при этом, что это противоречит Вашим внутренним убеждениям, нормам и правилам. 

Если  мы  чего-то  не  хотим,  казалось  бы,  достаточно  просто  сказать  “нет”. К сожалению,  многие  люди  склонны  настаивать  на  своём,  вынуждая  подкреплять  наше  “нет”  чем-то  ещё.  Кто-то  это  делает  из  эгоизма,  другие  потому,  что  им  кажется:  если  мы  говорим  “нет”  в  ответ  на  какое-то  предложение,  значит,  мы  говорим  “нет”  отношениям  с  этим  человеком.  Поэтому,  говоря  “нет”,  старайтесь  чётко дать  понять,  что  есть  моменты,  с  которыми  вы  не  согласитесь никогда. 

Методы  словесного отказа:

  1. Отказ – альтернатива.  Может  быть  направлен  на  само  предложение  или  на  внешние  обстоятельства,  мешающие  принять  предложение,  однако  при  этом,  выдвигается  альтернативное  предложение. Эта  форма  отказа  также  не  затрагивает  чувства  предлагающего, поскольку  ему  даётся  понять,  что  общение  с  ним  желательно.  Трудность  заключается  в  том,  чтобы  придумать  ценное  альтернативное  предложение.
    Например:  «Пойдём  завтра  в  бассейн».  Ответ: «Нет,  я  не  люблю  плавать.  Давай  лучше  погуляем  в  лесу».
  2. Отказ - отрицание.  Этот отказ обычно  направлен  на  само  предложение  или  предлагающего.  Человек  даёт  понять,  что  не  согласиться  с  предложением  ни  при  каких  обстоятельствах.  Может  затрагивать  личные  чувства  предлагающего,  обидеть  его,  однако  снимает  вероятность  получения  подобного  нежелательного   предложения  в  дальнейшем.
    Например: «Нет,  я  не  поеду  на  байдарках,  потому  что  боюсь  воды»;  «Нет,  я  ни за  что  не  пойду  с  тобой  в  ресторан». «Нет,  я  ни за  что  не  буду  с  тобой курить».
  3. Отказ - шутка. Отказ  направлен  на  само  предложение.
    Например:  «Никак  не  могу,  вечером  мне надо  выгуливать  аквариумных  рыбок».
  4. Отказ – удивление.  Этот отказ направлен  на  человека,  делающего  предложение.  Сделайте вид,  что  вы  удивлены.
    Например: «Ты  правда  хочешь,  чтобы  я  это  сделал?  Как это  на тебя  не  похоже!  У  тебя  же  бывают  такие  удачные  идеи».
  5. Отказ - повтор.  Повторите  сказанное  несколько  раз,  столько,   сколько  это  необходимо.
  6. Отказ - наступление.  Займите  не  оборонную,  а  наступательную  позицию.
    Например:  «По-моему  то,  что  ты  предлагаешь,  просто  глупость!  Как  ты  до  этого додумался?».
  7. Отказ - конфликт. Этот вид отказа представляет собой крайний вариант отказа – отрицания. Он Агрессивен по форме, может содержать оскорбления или угрозы. Он особенно эффективен в случае выраженного негативного внешнего давления.

Даже если у нас наготове самые убедительные слова, порой наступает момент, когда приходиться действовать по–другому.

Если в какой–то ситуации или в отношениях с человеком вы ощущаете на себе слишком большое давление, лучше всего уйти.   

Упражнение  «Да-Нет».

Вызывается  2  человека.  Ведущий  будет  задавать  им  вопросы,  задача  слушателей следить  за их  мимикой,  жестами  и  позами.  Вопросы:

  • Что  вам  сейчас  больше  всего  хочется?
    Начинать  ответ  со  слов:  « Да,  сейчас  я…»
  • Что  вы  больше  всего  любите?
    Начинать  ответ  со  слов: «Да,  я  люблю…»
  • Что  вы  лучше  всего  умеете  делать?
    Начинать  ответ  со  слов: «Да,  я  умею…»

Ведущий  спрашивает  у  наблюдателей,  какие  знаки  невербального  общения  показывают  о  положительном  ответе, и записывает их на одном из приготовленных листов.

Ведущий  вновь  задаёт  двум  участникам   вопросы,  а  остальные  наблюдают  за  ними.  Вопросы:

  • Какая  черта  характера  вам  не  нравится  в  людях?
    Начинать  ответ  со  слов: «Нет,  мне  не  нравиться…»
  • Что  вы  больше  всего  не  любите  из  еды?
    Начинать  ответ  со  слов: «Нет,  я  не  люблю…»
  • Что  вы  не  умеете  делать?
    Начинать  ответ  со  слов: «Нет,  я  не  умею…»

Ведущий  спрашивает,  какие  знаки  невербального общения  характерны  для  отрицательного  ответа, и то же их записывает. Получаются примерно следующие варианты:

Ответ  «Да»

Кивок головы  вниз; 
Улыбка;
Открытый  взгляд;
Подача  корпуса  вперёд и т.п.

Ответ  «Нет»

Поворот  головы  в  сторону;
Скованные  жесты;
Прищуривание  глаз;
Сжатые  губы  и  т.п.

Вывод:  невербальные  средства  общения,  к  которым  прибегает  человек,   говорят  собеседнику  насколько  он  твёрд  в  своём  выборе. Будет  ли  он  настаивать  на  своём, или  позволит  себя  уговорить.  Иногда  человек  говорит  «Нет», а  невербальные  средства  общения  говорят  «Да».  Если  вы  хотите,  чтобы  ваше  решение  прозвучало  убедительно,  обращайте  внимание  на  свою  позу,  выражение  лица,  жесты.

А теперь полученные знания предлагается закрепить в практическом упражнении.

Вещь и хозяин”

Участники группы делятся на пары. В каждой паре распределяются роли: вещи и хозяина. Задача «вещи» в этой игре заключается в том, чтобы уйти от хозяина. Задача «хозяина» - в том, чтобы удержать «вещь» всеми возможными способами.

Например: директор и подчиненный, телефон и хозяин, краски и художник, птица и гнездо.

Придумайте новые интересные роли, помните, что творческий подход очень высоко ценится.

В течение 5 мин. Каждая пара разыгрывает свои роли и приходит к логической развязке, затем участники меняются ролями.

Находясь в роли вещи, участникам необходимо постараться проиграть все существующие модели отказа.  Участники, находящиеся в роли «хозяина», заполняют карточку наблюдения.

После окончания игры каждый участник делится своими впечатлениями и вкратце рассказывает о сюжете сценки. Наиболее интересные варианты сценок можно проиграть для группы.

Назад