Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

Поветкина С. Б. заведующий Отделом реабилитации ЦВО «Творчество»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями широко известны: значительные ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой деятельности в детстве, трудовой – во взрослой жизни.

Решение проблем социализации инвалидов должно быть направлено не только на предоставление им различных льгот, как было до недавнего времени, но и на самоопределение человека с ограниченными возможностями (ОВ) и его стремление самому управлять своими жизненными ситуациями, т.е. на адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общеизвестно, что современная школа не может предоставить каждому, даже здоровому ребенку достаточный спектр дополнительных образовательных услуг, чтобы помочь ему выявить свои способности. И даже при наличии кружков, секций, факультативов сохраняется дистанцирование учителя и ученика. В новые учебные коллективы дополнительного образования переносятся и стереотипы отношений классно-урочной системы. Что уж говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья! Здесь возникают и организационные, и материально-технические, и психологические трудности. Многих детей просто не принимают в школы как необучаемых. Гораздо больший спектр деятельности, по сравнению со школой, большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта могут предоставить ребенку учреждения дополнительного образования, такое как Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольного образования «Творчество» (далее ЦВО или Центр).

Одним из структурных подразделений Центра является Отдел реабилитации для детей с нарушениями психики, центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В Отделе ежегодно  проходят комплексную педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую реабилитацию около 250 детей от четырех до 18 лет.

Главной задачей, стоящей перед Центром, является создание надлежащих условий для реализации права детей с ограниченными возможностями на образование и творческое развитие, закрепленного в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании», наравне со здоровыми детьми. В Отделе реабилитации нашего Центра 25 детских объединений (всего 56 учебных групп), которые имеют хорошее материально-техническое и кадровое обеспечение.

Социальная реабилитация детей, т.е. социализация, возможна только в комплексе всех аспектов деятельности Отдела реабилитации Центра:

  • Комплексная медико-психолого-педагогическая и социальная реабилитация (Специалисты отдела реабилитации: педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, врачи, инструкторы ЛФК, массажисты, осуществляя восстановительное лечение, работают в тесном контакте по единой программе реабилитации);
  • Организация их естественной интеграции  в образовательный процесс с обычными детьми (Интеграция здоровых детей и молодых инвалидов позволяет формировать у последних осознание самих себя как полноправных членов общества, где окружающие относятся к нему не как к инвалиду (“инвалид” в переводе с латинского "бесполезный"), а как к одному из членов коллектива.  Здоровые воспитанники учатся правильному общению со сверстниками, имеющими ограниченные возможности);
  • Организация, с одной стороны, индивидуализации образовательного процесса, а с другой – атмосферы сотворчества, субъектами которого являются педагог и дети; Отдел реабилитации работает с каждым воспитанником по индивидуальной программе развития воспитанника с ОВЗ. Создан комплекс коррекционно–развивающих, дополнительных и предпрофессиональных программ.
  • Создание ситуаций, способствующих успешному обмену творческим опытом с другими детьми и взрослыми;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей детей с ограниченными возможностями и содействие созданию атмосферы сотворчества, субъектами которого являются ребёнок и его родители;
  • Научно-методическое сопровождение всех этапов работы по выявлению и развитию одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый из перечисленных аспектов работы очень важен, но только их комплексная реализация позволяет достигнуть ощутимого результата.

Следует отметить, когда воспитанники с ограниченными возможностями впервые (в 1992 году) появились в коридорах ЦВО, им было, очевидно, не очень уютно. Реакция здоровых детей и их родителей была, мягко говоря, неадекватной: на них показывали пальцем, шушукались за их спинами. Со временем педагогам, медицинским работникам, техническому персоналу нашего Центра удалось организовать комфортную образовательную среду для всех участников образовательного процесса, которым стала близка мысль из Ветхого завета: «Не хвали человека за красоту его и не имей отвращение к человеку за наружность его».

Воспитанников с ограниченными возможностями теперь ценят за доброту, трудолюбие, настойчивость в освоении программ, в преодолении жизненных трудностей, в решении проблем со здоровьем. С них берут пример здоровые дети. Так, когда здоровые воспитанники элективного курса «Журналистика» делали социальный проект «Жизнь замечательных детей ЦВО «Творчество», в него они включили и воспитанницу Отдела реабилитации Сорочайкину Ирину, обучающуюся по программе «Волшебный клубок», как мастера ручного вязания, участницу городских выставок декоративно-прикладного творчества.

Педагогический коллектив стремится выявить у воспитанника творческие возможности  и развить способности ребенка к созданию творческого продукта (творческой работы: вокальной, хореографической, литературной,  научно-исследовательской; изделия ручного труда, рационализаторского проекта, решения технической задачи и т.д.) и его эмоционально-волевую сферу, для проявления им целенаправленной настойчивости.

Часто уникальные способности ребенка трудно разглядеть невооруженным глазом. В учреждениях дополнительного образования, в частности в нашем Центре, одарённость ребенка, нестандартность его способностей легче заметить.  У нас созданы условия для очень близкого общения с ребенком в различных ситуациях. Восстановительное лечение, индивидуальные занятия и занятия в малых группах, создание ситуаций успеха каждому ребёнку позволяют различать не только явную, но и скрытую творческую одаренность. Наши воспитанники с ограниченными возможностями являются лауреатами городских конкурсов детского и учительского творчества «Подснежник» и «Мир, в котором я живу» в номинациях «Эстрадный вокал» и «Хореография»; лауреатами литературных конкурсов среди авторов-инвалидов Самарской области (их сочинения печатаются в солидных изданиях); победителями городских и международных  соревнований по шашкам. Мы открываем горизонты и практического, прикладного использования способностей ребенка. Так например, на фоне возникновения в современном обществе интереса к эстетике быта для детей актуально освоение программ «Глиняная игрушка»,  «Бисерные переливы», «Серебряная нить», «Волшебный клубок», «Деревообработка». Знакомясь с культурными традициями и современным дизайном, дети получают навыки изготовления изделий из глины, бисера, пряжи, дерева. Сфера применения полученных знаний широка: от оформления своего жилища, одежды до получения профессии мастера по декоративно-прикладному творчеству и, как следствие, - дополнительный заработок, улучшение материального благосостояния семьи.

Американский психолог Р. Роджерс писал: «Дай человеку все, но отними сознание своей значимости, и он будет несчастлив». Нашим воспитанникам природа отказала в здоровье, но, чтобы они чувствовали себя счастливыми, мы формируем в них сознание своей значимости. Этому способствует деятельность психолого-педагогической службы, в которую входят психологи, логопеды, социальные педагоги.

Содружество психологов и педагогов делает более эффективной  деятельность по социально-психологической и социально-культурной адаптации воспитанников.

На базе  ЦВО «Творчество» ежегодно проводится Областной фестиваль творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья “Зимняя сказка”. Уже несколько лет принимаем участие в Международном фестивале «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге. Мы участвуем во всех мероприятиях района, города и области. В учреждении дети Отдела реабилитации могут показать свои таланты в традиционных праздниках: День знаний, Осенний праздник, День инвалида, Новый год, Рождественские встречи, Масленица, Пасха, Выпускной в школе дошкольника «Радуга», День защиты детей, Троица.

Мы стараемся показать успехи воспитанников как можно большему количеству людей: выпускаем информационные листы для стенда в Департаменте образования и в холле Центра; об успехах наших воспитанников сообщают и средства массовой информации - газеты «Школьная жизнь», «В каждый дом», «Волжская коммуна», радиостанция «Голос Самары», телекомпании «Скат», «Рио», «ГИС- Самара».

Надо сказать, что в связи с выходом из состава наших учредителей Министерства культуры и молодежной политики многое было потеряно: ушли некоторые специалисты, изменился Устав. Если раньше мы обучали детей и молодежь от четырех до 30 лет, то теперь только до 18 лет. А ведь детей с ОВЗ обучать мастерству не только труднее, но и гораздо дольше.  И соответственно результат… В  2006-2007 учебном году 195 творчески одаренных воспитанников Отдела реабилитации участвовало в 13 мероприятиях (фестивалях, выставках, конкурсах). В 2009-2010 учебном году – эти показатели уменьшились в 3 раза. Зато в 2011- 2012 учебном году они начали расти.

Наша научно-методическая служба делает все возможное для повышения эффективности работы Отдела. Создано 25 образовательных программ, способствующих социально-бытовой адаптации, 12 из которых ориентированы на профессиональное определение воспитанников. Для одаренных детей в Центре реализуцется программа «Одаренные дети с ограниченными возможностями». Ее цель - помощь одаренным воспитанникам в самораскрытии (определение их творческой направленности); в самопрезентации в отношениях с социумом. Методическое сопровождение осуществляется во всех сферах деятельности педагогов, детей и родителей.

Творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья становится эффективнее и результативнее благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей. Они – первые ценители труда педагогов и достижений своих детей. Они не только сопровождают своих детей на занятия, следят за исполнением рекомендаций педагогов и медицинских работников, но и вместе с детьми осваивают образовательные программы, чтобы и дома помогать своим детям в формировании необходимых навыков и доведении до совершенства продукта своей творческой деятельности.

В Отделе реабилитации ЦВО «Творчество», как и в стране в целом, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья существуют проблемы, в решении которых нам помогают:
Министерство культуры и молодежной политики Самарской области, Администрации района и города, общественные и некоммерческие организации. Всего – 20 организаций. В сотрудничестве с ними реализовано 9 значительных проектов. Наиболее значимые из них:

  • Программы творческих лабораторий по эффективным технологиям работы с молодежью, попавшей в трудную жизненную ситуацию (участник IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей);
  • Областной фестиваль художественного, спортивного, прикладного, технического творчества подростков и молодежи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка» (с 2000г. ежегодный).
  • Международный культурный молодежный обмен «Творим вместе» (Польша).

Одним из ярких примеров успешной социализации воспитанников является сотрудничество нашего Центра со Студией авторского трикотажа Маргариты Бортниковой. (Письмо)

В результате совместной деятельности детей и социально-ответственных взрослых (педагогов, родителей, представителей государственных, общественных и некоммерческих организаций) полностью социализируются 25% выпускников, т.е. могут самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность, в том числе и профессиональную;  60% выпускников приобретают навыки социально-бытовой ориентировки и могут жить самостоятельно на пенсию по инвалидности; и лишь 15% выпускников, имеющих тяжелые формы заболеваний, могут жить только в семье или специализированных учреждениях. Это данные по результатам реабилитационной деятельности до 2007 года. С изменением Устава мы вынуждены передавать детей службам социальной защиты или способствовать их поступлению в образовательные учреждения: средне-специальные и высшие.

Материальные проблемы в Отделе реабилитации решаются и путем получения грантовой поддержки. В последние два года мы выиграли гранты на реализацию социальных проектов «Своими руками», Молодые - молодым!

И все же главную ответственность в решении проблем в работе с детьми с ОВЗ все субъекты образовательного процесса Отдела реабилитации ЦВО «Творчество» берут на себя, потому что наш девиз: «Все победы начинаются с победы над самим собой». (Л. Леонов)