Роль музыкально-пластической деятельности в развитии детского певческого голоса

Н.И. Гончарова, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Кроме того, правильно организованные занятия вокалом развивают и укрепляют дыхательную систему ребёнка и, как  следствие, физически оздоравливают его.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника является одной из наиболее сложных и наименее разработанных, а потому наиболее актуальных проблем в музыкальной педагогической теории и практике.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Развивать певческий голос, формировать основные вокальные навыки можно и нужно начинать у детей дошкольного возраста посредством осуществления с ними  музыкально-пластической деятельности, которая представляет собой не только эффективное средство формирования у них певческих навыков, но и служит одним из важных условий  творческого самовыражения детей.
Реализация музыкально-пластической деятельности в процессе развития детского певческого голоса основывается на принципах «активного музицирования», «обучения в действии» и включает такие технологии музыкально-пластической деятельности, как фонопедические сказки, сказки–попевки, попевки на заданный мелодический оборот, распевки для улучшения интонирования мелодии, стишки-попевки для малышей, песенные произведения, упражнения, игры.

Всё это помогает сделать обучение продуктивным и содействует формированию понимания музыки и любви к ней.

Одним из основных условий успешной работы по развитию детского певческого голоса посредством музыкально-пластической деятельности является целенаправленный отбор упражнений и правильная их последовательность. Принцип  поэтапного и постепенного усложнения  рассматривается как важнейшее условие результативности занятий музыкально-пластической деятельностью.

Реализация  технологий организации музыкально-пластической деятельности в работе по развитию  певческого голоса у детей дошкольного возраста помогли выстроить такую систему работы, которая способствует более полному, интересному «проживанию» ребенком детства. Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому.

Для развития певческих и творческих способностей как дошкольников, так и школьников автор использует адаптированные и собственные упражнения и задания, учитывая физиологические особенности детей.

Своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на музыкально-пластической деятельности, современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.

Обучая вокалу, важно добиваться, чтобы исполнение воспитанником  музыкальных произведений являлось результатом его творчества, следствием его эмоционального отношения к музыке и содержанию исполняемых  произведений, отображением его музыкального мышления.

Музыкально-пластическая деятельность пронизывает всё занятие. Она применяется наряду с вокальными упражнениями и может быть  представлена следующими формами, методами и технологиями работы по развитию детского певческого голоса: дыхательная гимнастика, артикуляционные и фонопедические сказки и упражнения, попевки на заданный мелодический оборот, сказки-распевки, интервальные попевки, работа с карточками.

Музыкально-пластическая деятельность  необходима не только для развлечения детей, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Она помогает детям развить певческий голос, полюбить музыку эмоционально реагировать на неё, развивает музыкальный слух и чувство ритма, обогащает детей новыми музыкальными знаниями, расширяет их музыкальный кругозор. Материал, посредством которого осуществляется музыкально-пластическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребёнка с одной стороны, и быть высокохудожественным, с другой. Музыкально-пластическая деятельность позволяет работать как над развитием детского певческого голоса, так и над пластической выразительностью  детей.
С помощью языка движений дети учатся общению, передаче в пластике различных эмоциональных состояний, близких им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приёмами перевоплощения в образы исполняемых произведений.

В начале обучения целесообразно познакомить детей с элементами пантомимы и простейшими жестами общения, поскольку они наиболее доступны для понимания и выполнения.

Введение ребёнка в мир пантомимы должно быть образно-игровым, а содержание занятий должно ориентироваться на создание игровых ситуаций, развивающих у детей интерес, фантазию, воображение. С этой целью все виды деятельности на занятии пронизаны театрализацией. На этом методе основаны фонопедические  артикуляционные сказки, сказки-распевки, «озвучивание» сказок, пропевание голосами сказочных героев и т.д.

Первоначальное освоение пантомимических движений организуется без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, сопровождая его проговариванием определённых слов. Слова произносятся с выразительной интонацией (в заданном характере), ритм их произнесения соотносится с ритмом движения. Выполнение жеста или движения с одновременным проговариванием слов помогает детям лучше усвоить их значение. Интонация голоса, воспроизводимая ребёнком как бы «изнутри», сообщает его жесту пластику, которая соответствует заданному характеру. Вскоре проговаривание слов заменяется их пропеванием (на мелодию того музыкального произведения, которое будет использоваться). И только после этого движение соединяется с пением и инструментальным сопровождением. Такую последовательность необходимо соблюдать при знакомстве с артикуляционными и фонопедическими сказками, сказками-распевками-попевками, стишками-распевками.

В музыкально-пластической деятельности  целесообразно обучать  жестам согласия, несогласия, приглашения, благодарности, приветствия, агрессии, просьбы, испуга, плача, ласки, клича (в пространство), шептания на ухо, прислушивания. Эти движения дополняются движениями корпуса, некоторыми изобразительными движениями рук (покачивание вытянутых рук – «деревья», «волна»; вращательные движения руками – «колёса» и др.), что позволяет облегчить ребёнку запоминание и исполнение фонопедических и артикуляционных сказок, сказок-распевок-попевок, стишков-распевок.

Продолжать работу над пластической выразительностью детей рекомендуется через знакомство с приёмами перевоплощения. Образное перевоплощение предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить детей специально, используя приём «озвучивания». Ребёнок, перевоплощаясь в образы различных персонажей и меняя интонацию голоса в зависимости от характера героя, проговаривает текст песни несколько раз. Это позволяет решать проблемы  дикции и артикуляции. А персонажи могут быть различны – это образы животных, растений, фантастических существ, людей разного возраста и т.д. Характер героя проявляется во внешнем облике, особенностях пластики и движений. Важно обратить внимание детей и на изменения в выразительности мимики и голоса, которые должны передавать смену настроения персонажа. Пропевание мелодии песни различными пришедшими в гости сказочными героями, животными, птицами и т.п. является одним из самых важных приёмов работы над чистотой интонирования с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. А добавление пластических движений позволяет закрепить в памяти ритм, рисунок мелодии, эмоциональную окрашенность звука – характер исполнения произведения.

Развитию мимической активности лица способствуют различные артикуляционные гимнастики, которые предлагаются детям в доступной и интересной игровой форме – в виде фонопедических и артикуляционных сказок про теремок, язычок, гномика и т.д. Эти технологии, развивая артикуляционный аппарат, благотворно влияют на формирование основных вокальных навыков и развитие детского певческого голоса.

Особенно внимательно следует отнестись к формированию навыка пения в сочетании с движением. Танец и песня, движение и пение неотделимы друг от друга. Изучение пантомимического и интонируемого материала в сказке-распевке-попевке, стишках-распевках должно быть взаимосвязано. Движения детей должны вплетаться совершенно естественно в вокальное произведение, являясь организующим началом.

Ритмичность движения должна сочетаться с ритмичностью пения, в основе которого лежит ритмическое дыхание.

Умение управлять своим дыханием во время двигательной активности является краеугольным камнем музыкально-пластической деятельности. Каждое движение сознательно должно быть обусловлено процессом дыхания. Активный момент дыхания совпадает с усилием мышечного напряжения, тогда как выдох влечёт за собой его ослабление. Движение, правильно построенное на дыхании, привлекая к участию в нем всё тело, приобретает органичность и целостную обоснованность. Этому способствует использование на занятиях упражнений из различных дыхательных гимнастик. Все дыхательные упражнения сопровождаются движением, которое способствует полноценной вентиляции всего объёма лёгких и нормальной работе всего дыхательного аппарата.

Овладевать эмоциональной характерностью речевого интонирования, связанного со звукоподражательностью, детям помогают фонопедические сказки, приём «озвучивания сказок». «Проговаривая» ритмические последовательности на «птичьем», «рыбьем» и др. языках, дети наполняют их особым эмоционально-двигательным звуковым содержанием, придают им разные интонационные оттенки. Одновременно на подсознательном уровне происходит овладение артикуляционными моментами в речи, от которых начинается путь к осознанию ценности штриха в музыке, укрепление дыхательных мышц, появляется ощущение опоры на дыхании.

В попевках на заданный мелодический оборот по отдельности разучиваются мелодия и слова попевки. Стихотворный текст необходимо прочесть не только в указанном ритме, но и воспроизвести речевую линию со всеми оттенками и нюансами, которые раскрывают содержание и делают его художественно-осмысленным. Возможно использование мимических картинок, которые помогают моделировать эмоциональный ряд голосом.

Наряду с природными музыкальными инструментами на занятиях используется  игра на различных простейших детских музыкальных инструментах в сочетании с проговариванием и пропеванием распевок-попевок на заданный мелодический оборот, стишков-распевок. В дальнейшем имитация игры на знакомом для детей инструменте помогает при работе над чистотой интонирования мелодии на воображаемой дудочке, на воображаемой балалайке, на воображаемой гармошке  и т.п.

Все эти формы интонирования представлены в различных играх со звуками речи и пения, голосового скольжения и свободных творческих кластеров.

Чтобы удержать внимание детей, необходима быстрая смена различных видов деятельности. Для этого прекрасно подходят игры на внимание, игры с дыханием, шарады, выполняемые с помощью жестов, пальчиковые игры, игры на диагностирование музыкальных способностей детей.

Одним из обязательных условий успешности и эффекивности артикуляционных и фонопедических сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является работа перед зеркалом. Дети с педагогом стоят перед зеркалом так, чтобы каждый друг друга видел. При этом педагог рассказывает сказки подчёркнуто выразительно, с использованием звуковысотных модуляций; педагог поясняет и показывает детям процесс выполнения музыкально-пластических действий (движения органов артикуляции) по ходу артикуляционной или фонопедической сказки; дети выполняют за педагогом всю музыкально-пластическую деятельность по ходу сказки.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребёнка – это главное условие его успешной концертно-исполнительской деятельности. Артикуляционные и фонопедические сказки предназначены для вовлечения детей в музыкально-пластическую деятельность при развитии певческого голоса. Они способствуют развитию голосовых связок, подготовке их к пению, тренируют артикуляционный аппарат ребёнка, решают дикционные проблемы, помогают работать над выработкой правильного певческого дыхания, способствуют согласованию музыкальной и пластической деятельности ребёнка. Кроме того, они имеют воспитательное значение.

Итак, начинать развивать детский певческий голос необходимо именно с 4-х лет, так как к этому возрасту уже сформированы все физиологические и психологические характеристики, необходимые для занятий вокалом. Кроме того, обучение, построенное на основе музыкальной и пластической деятельности, способствует более эффективному развитию певческого голоса дошкольников и формированию основных вокальных навыков.