Комплексный подход к профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

из опыта работы в МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Юсупова Валентина Владимировна,
педагог дополнительного образования, методист

Всемирная организация здравоохранения в своем Уставе определяет понятие «Здоровье» как состояние полного физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней. У наших же воспитанников со здоровьем не так всё благополучно, они имеют очень разные серьезные диагнозы болезней. Однако в рамках комплексной реабилитации  в МБУ ДО «Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара мы реально помогаем поддерживать и укреплять здоровье таким детям, развивая сохранные функции их организма. Реальность результатов мы видим, оценивая плоды нашей педагогической деятельности.

Педагогическая реабилитация детей с ОВЗ организованная в условиях нашей образовательной организации направлена на их умственное, духовное развитие и на достижение ими социального благополучия в итоге.

Социальное же благополучие невозможно достичь без решения проблемы профессиональной ориентации каждого подростка с такими особыми образовательными потребностями из-за особенностей здоровья.

Мы выявляем интересы каждого ребенка с ОВЗ, в рамках обучения по целому спектру дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ (27 программ), реализуемых в отделе «Реабилитации», которые определены для каждого МППУ для педагогической реабилитации и которые являются настоящими профессиональными пробами.

Прежде чем вступить во взаимодействие с ребенком, имеющим то или иное отклонение в развитии, педагоги имеют четкое представление о возможностях его физического, психического развития, определяют индивидуальный образовательный путь обучающегося в программе. В этом педагогам помогают консультации со специалистами-медиками Отделения реабилитации, беседы с родителями воспитанников, изучение их личной диагностической карты.

В отделе Реабилитации МБУ ДО «Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара я реализую двухлетнюю дополнительную общеразвивающую социально-педагогическую программу «Мастерская машинного вязания «Серебряная нить», направленную на практическую подготовку учащихся с ОВЗ к труду, к самостоятельной жизни, на формирование компетентностей, состоящих из знаний, умений и способностей, а также универсальных учебных действий способствующих развитию навыков самообслуживания, активизации досуга и профессиональной ориентации.

Цель программы: развитие творческого потенциала учащегося с ОВЗ для его успешной бытовой, трудовой, социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, развитие его как личности, способной к успешной интеграции в современное общество, через создание позитивных социально-психологических условий и активное использование в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Задачи образовательной деятельности:

Учебные задачи:

  • датьучащимся знания по основам композиции костюма и художественного проектирования трикотажной одежды: дизайну трикотажного полотна, конструированию, моделированию и технологии вязания на ручных вязальных машинах; знаний по техническому обслуживанию и ремонту вязальной техники, направленных на профессиональное самоопределение;
  • выработать у учащихся умения и навыки дизайна трикотажного полотна, конструирования и моделирования, вязания на ручных вязальных машинах; умения и навыки ремонта и технического обслуживания вязальной техники;
  • формировать образовательные компетентности учащихся: готовность к разрешению проблем, готовность к использованию информационных ресурсов, технологические и коммуникативные компетентности, способствующие допрофессиональной подготовке учащихся как специалистов в области создания одежды.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие у детей психических процессов: внимания, речи, мышления, памяти, фантазии…;
  • активизация познавательной деятельности, через связь с другими предметами и окружающей действительностью;
  • выявление и развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников, создание условий для коррекции недостатков;
  • обогащение и активизация словарного запаса, развитие устной речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • коррекция физиологических способностей: развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие коммуникативных способностей (желание общаться и работать в коллективе);
  • развитие умения адаптироваться, приобретение компетентностей: коммуникативных, социальных.

Воспитательные задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
  • усвоение морально-этических норм и формирование адекватного поведения в наиболее типичных ситуациях;
  • воспитание патриотов России, полноправных граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
  • создание условий для самореализации личности; освоение положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций: трудолюбия, терпения, организованности, обязательности; воспитание правильной реакции на одобрение и отношения к неудачам.
  • формирование учебной и трудовой мотивации, обучение основным принципам построения возможной профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • формирование основ культуры здоровья, сознательного развития своих сохранных функций, осознанного и ответственного отношения к семейной жизни;
  • формирование чувства собственного достоинства, отношения к себе как к высшей ценности, развитие позитивного отношения к жизни и самому себе;
  • воспитание практичной личности, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы и делать правильный жизненный выбор;
  • формирование социальной и коммуникативной компетентности средствами образовательной дисциплины.

По программе «Мастерская машинного вязания «Серебряная нить» с 1995 года в ЦВО «Творчество» осуществляется знакомство детей младшего, среднего, старшего школьного возраста и молодежи в ОВЗ до 23 лет со следующими специальностями:

  • «Вязальщица-трикотажница» (технология вязания на ручных вязальных машинах трикотажной одежды, изделий быта, игрушек),
  • «Дизайнер вязаных изделий» (дизайн трикотажного полотна и декорирование вязаных изделий в техниках вышивки, бисероплетения, макраме, фельтинга),
  • «Мастер-наладчик вязальных машин» (ремонт и профилактическое обслуживание ручных вязальных машин).

В содержание программы включен большой объем теоретических и практических знаний в тесной взаимосвязи. Изучение основ дизайна, композиции, художественного проектирования и моделирования трикотажной одежды является для учащихся базой для развития художественного вкуса и творческих способностей. Освоение конструирования и технологии изготовления трикотажных изделий на различных типах ручных вязальных машин, а также изучение основных приемов обслуживания и ремонта вязальной техники, имеет большую практическую ценность. Соотношение теоретического и практического материала в программе составляет примерно 20% к 80%, что является, как показала практика, достаточно оптимальным при обучении наших воспитанников.

Учебно-методический комплекс программы из года в год пополняется новыми разработками, методическими рекомендациями для педагогов и учебными пособиями для учащихся.

Использование авторских учебных пособий, метода проектов, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет учащимся всех возрастов быстро осваивать вязальную технику и различные художественные техники декорирования трикотажных изделий, работать в группе и самостоятельно.

Педагогические технологии направлены не только на усвоение детьми с ОВЗ предметных знаний, но и на развитие творческого потенциала личности.

Какие трудности возникают у педагогов при реализации программы с данным контингентом?

Во-первых, прежде всего, необходимо отметить, что у воспитанников наблюдается быстрая утомляемость, так как работа на ручной вязальной машине это физический труд. Это тормозит их обучение и развитие, приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения ими учебного материала. Чтобы помочь им справиться с данной проблемой в процессе занятий выявляется динамика работоспособности каждого воспитанника (используемые методы: наблюдение, беседы, анкетирование). Осуществляется поиск и нахождение приемлемого научно-обоснованного режима учебного труда и отдыха каждого ученика во время занятий, организуются своевременные «секунды и минутки отдыха», смена машинного вязания на декорирование изделий (работа с илами, спицами, крючками). Для сохранения и укрепления здоровья неукоснительно соблюдаются: правильная посадка ученика за вязальной машиной; правила техники безопасной работы; санитарно-гигиенические нормы. Кроме того  осуществляется подбор вязальной техники (машин разных модификаций из имеющихся в мастерской) для каждого воспитанника, с учетом физической патологии, для развития сохранных функций организма, совершенствования общей моторики, координированности и согласованности движений рук и глаз, необходимой физической нагрузки на мышцы рук, спины, отработки точных движений пальцев рук.

Изучение воспитанниками правил техники безопасности, позволяет исключить травматизм при обучении. В образовательном процессе используются экологически безопасные материалы (пряжа, нити), в том числе удобная мебель и светодиодное потолочное освещение. Производится регулярная влажная уборка помещения и проветривание учебной мастерской.

Если у воспитанника наблюдается ухудшение самочувствия (физического, психического): появляется нервозность, нарушение в осанке, снижается острота зрения, появляется аллергия на пряжу и т.п., то педагогом незамедлительно принимаются меры по устранению, как психологических отрицательных факторов, так и негативных моментов трикотажного производства (профессиональных вредностей), влияющих на процесс допрофессиональной подготовки. В случае невозможности их устранения - образование прекращается.

Своевременно принятые решения, адекватно сложившейся во время обучения ситуации, позволяют исключить утяжеление инвалидности у воспитанника и устранить отрицательное отношение к образованию, и, как следствие, к возможной дальнейшей трудовой деятельности. Педагоги учитывают, что физические, психические усилия, которые прилагает воспитанник, во время обучения, очень значительны. Главное в обучение, это — создание ситуации успеха и никаких негативных последствий для здоровья обучающихся.

Во-вторых, среди следующих трудностей, возникающих в работе при реализации программы, педагоги отмечают недостаточную познавательную активность воспитанников с патологиями ЗПР и ДЦП. Им непосильны сложные задания, они зачастую не видят конечную цель, не могут проследить всю технологию выполнения трикотажного изделия, их деятельность низко продуктивна, так как сказываются имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата. Эти трудности мы преодолеваем: осуществляя личностно-ориентированное обучение, организуя дифференцированный подход и выстраивая для каждого воспитанника индивидуальный путь освоения программного материала.

Группы обучения комплектуются по 4 человека. К обучению привлекаем тьютеров (родителей, родственников). Для каждого воспитанника осуществляется подбор пакета дидактических средств обучения, позволяющих успешно освоить образовательную программу.

В раздаточных авторских дидактических учебных пособиях большой объем теоретической и практической информации изложен небольшими заданиями-порциями, при этом используется информационный компьютерный банк данных по технологии изготовления трикотажных изделий.

Отмечено нами, что удовлетворение потребности учащихся с ОВЗ в неформальном личностном общении со взрослыми в небольших группах ведет к снижению их тревожности, повышает чувства уверенности в себе, усиливает социально-психологическую адаптированности, приводит к корригированию многих негативных черт личности, таких как нерешительность, заниженная самооценка и др.

Выявление и использование положительных качеств личности воспитанников при обучении, является той основой, на которую можно опереться педагогам при организации коррекционных педагогических мероприятий. Эти качества следует особо отметить:

  • воспитанники принимают и используют помощь других при выполнении заданий, что обнаруживает потенциальные возможности их психического развития;
  • они проявляют заинтересованность в хорошей оценке своей работы, ищут у педагогов и тьютеров одобрения;
  • они в основном исполнительны и аккуратны, а также очень чувствительны, и реагируют на тон обращения к ним, на настроение окружающих.

Именно эти достоинства воспитанников с ограниченными возможностями развития являются решающими при выстраивании педагогического взаимодействия и реализации на практике интегрированного совместного обучения со здоровым контингентом тьютеров, в целях социальной адаптации и профессиональной ориентации.

Решаемые педагогами в этом плане задачи, с опорой на положительные качества личности обучающихся, направлена на:

  • формирование у учащихся, правильного отношение к себе, как к высшей ценности, к своим возможностям и способностям, обретение ими чувства личностной тождественности и целостности;
  • выстраивание высоких жизненных целей воспитанников;
  • развитие специальных способностей, постепенное повышение требований, достижение конкретных промежуточных результатов, профессиональное самоопределение воспитанников;
  • создание комфортных психологических условий в детском коллективе;
  • формирование пакета диагностических методик по оценке результативности образовательного процесса: обученности, профессиональных предпочтениях, креативности, личностного развития (диагностические методики, зачетные листы, портфолио учащихся).

Созданию комфортных психологических условий способствует позитивная оценка педагогами деятельности каждого, направленность обучения на взаимопомощь, сотрудничество, добротворчество. И, следовательно, необходимым условием эффективной реализации программы является педагогическое диагностирование результатов образовательной деятельности. Диагностирование дает педагогам необходимую информацию для эффективной организации образовательного процесса с такой сложной категорией учащихся.

Проверка и оценка знаний, умений, как необходимая часть учебно-воспитательного процесса, выполняет еще и обучающие, контролирующие, воспитывающие функции. Кроме того, с вопросом проверки и оценки знаний и приобретенных умений связаны: эффективность применяемых форм и методов обучения, качество учебных пособий, доступность содержания программного материала.

Именно на этой основе, образовательная программа перестраивалась, учитывая возрастные, психофизиологические возможности и индивидуальные особенности развития обучающихся, связанные со спецификой заболевания. Корректировалась технология обучения, программа дополнялась новыми приемами, методиками, диагностиками, дидактическими средствами обучения.
Существенно пополнена материально-техническая база: приобретено специализированное оборудование (мебель) и средства обучения – новая современная вязальная техника, компьютеры.

Отработаны требования к знаниям и умениям по каждому разделу программы, определены уровни выраженности знаний и приобретенных умений воспитанников.

Оперативно фиксировать обученность учащегося, мотивы учения, интеллектуальное и эмоциональное состояние каждого на занятии, личностный рост, креативность, профессиональные интересы позволяют оценочные диагностические зачетные листы разработанные педагогами.

Педагоги, отмечают успехи, достигнутые каждым воспитанником, конкретные промежуточные результаты, постепенно повышая требования и направляя на самодиагностику, профессиональное самоопределение. Результатом данного педагогического подхода к организации педагогической деятельности с детьми и молодежью с ограниченными возможностями развития является сформированный у них устойчивый профессиональный интерес к трикотажному производству.

Многие наши выпускники имеют дома вязальную технику, одевают себя и свою семью, работают в специализированных трикотажных ателье г. Самары, есть среди них и педагоги, которые закончили ССУЗы и ВУЗы и также работают с детьми с ОВЗ.

Решение проблемы профессионального самоопределения подростка с ОВЗ это своеобразная проверка его на гражданскую зрелость в деле выбора профессии, проверка его на ответственность за свое будущее.

Продолжительность человека жизни тем выше, чем более высокий профессиональный статус имеет человек, от которого зависит и материальная обеспеченность и социальные условия жизни.

Человек, нашедший себя в профессии – это человек влюбленный в свое дело, творчески и полноценно живущий, то есть счастливый и способный подарить счастье, оптимизм, уверенность другим людям.