«Вандал ли я?»

Сквозная дополнительная образовательная программа профилактики проявлений детского и подросткового вандализма

Автор: Черняева Валентина Ивановна

Целевая аудитория: дети и подростки  от 10 до 17 лет
Срок реализации – 6 учебных часов

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

В ЦВО “Творчество” реализуется комплексная дополнительная образовательная программа профилактики детского, подросткового и молодёжного экстремизма “От толерантности  -  к культуре мира”, которая в 2004 г. стала лауреатом Областного конкурса профилактических и коррекционных программ . Указанная комплексная программа образно представляет собой четырёхэтажный “профилакторий”, на этажах которого располагаются профилактические программы.

Авторская сквозная дополнительная образовательная программа пролфилактики детского и подросткового вандализма “Вандал ли я?” является одним из этажей нашего “профилактория”, составляющего профилактическую и коррекционную часть  воспитательной системы СЦВО "Творчество" “Быть с веком наравне”. В рамках этой программы дети проходят социальную пробу, социальную практику и социальное проектирование такого распространённого в наше время социального явления, как детский, подростковый и молодёжный вандализм.

1.2. Цели и задачи  программы

Основной целью программы является формирование культуры отношений к предметно-пространственному миру, профилактика проявлений детского и подросткового вандализма.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  • Формирование знаний о варварах, вандалах и явлении вандализма;
  • Формирование знаний о вреде, причиняемом обществу вандалами;
  • Формирование негативного отношения к современным вандалам;
  • Формирование чувства прекрасного;
  • Формирование духовно-нравственных качеств личности воспитанника, таких как забота, ответственность за последствия своих поступков, личная ответственность за будущее России;
  • Формирование позитивной социальной активности воспитанников.
  • Диагностика личностного роста;

1.3. Ожидаемые результаты программы

Пройдя обучение по данной программе, воспитанники будут

Знать:

  • определение  и историю возникновения понятий “вандал”, “вандализм”, “варвар”;
  • свой уровень культуры отношений к предметно-пространственному миру;
  • основы культуры отношений к предметно-пространственному миру;
  • причины проявлений вандализма в наше время;
  • что вандалы , варвары и вандализм – это социальное зло, приносящее обществу не только материальный и экологический  ущерб, но и громадный духовно-нравственный вред, заключающийся в формировании у подрастающего поколения менталитета, признающего вандализм нормой жизни;

Уметь:

  • организовать свою жизнь без личных проявлений вандализма;
  • вести разговор со сверсниками о вреде вандалистских поступков

Кроме того, по окончанию обучения по сквозной дополнительной образовательной программе  “Вандал ли я?” воспитанник будет иметь ясное и конкретное представление о вандалах и вандализме, у него будет сформировано негативное отношение к проявлениям вандализма как к социальному злу, преступлению против общества. Он должен понимать свою личную ответственность за процветание Отечества и устойчиво проявлять в своем поведении следующие личностные качества:

  • бережное отношение к предметно-пространственному миру;
  • гуманность, доброжелательность, милосердие, толерантность;
  • трудолюбие;
  • коллективизм, взаимопомощь;
  • гражданственность, любовь к Родине, патриотизм.

2. Учебно-тематический план  и  содержание программы

Объём учебной нагрузки составляет 6 (шесть) академических часов учебного времени, в том числе по занятиям:

Тематика занятий Теория
(кол-во часов)
Практика
(кол-во часов)
Всего
1. «Нравственная гигиена и культура отношений к предметному миру. Социальная проба явления вандализма». 2 - 2
2. «Социальная практика явления вандализма, трудовой десант». - 1 1
3. «Социальная практика проявления позитивной социальной активности и человечности». 1 1 2
4. «Социальная практика проявления позитивной социальной активности и человечности».   1 1
Всего: 3 3 6

 

Приложение к Программе “Вандал ли я?”

Тест – Анкета
(для детей 10 – 17 лет)

  • Честно признайся, не было ли в твоей жизни жестокого отношения к животным, птицам  и растениям?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Писал ли ты на стенах и заборах, портил ли ты лифты, книги, парты, столы, стулья, кресла в транспорте с помощью ножичка, краски, фломастера?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Были ли у тебя случаи непристойного поведения  по отношению к домам, улице, особо ценным (музейным, историческим) предметам (когда ты что-то портил, разбивал, разрисовывал рисунками и надписями, топтал газоны, рвал цветы с клумбы и т.п.)?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).            

  • Были ли у тебя случаи, что после твоего пребывания на природе: в лесу, в парке, на пляже оставались валяться консервные банки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, пищевые отходы твоего обеда?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Были ли у тебя случаи, когда ты выбрасывал ненужные тебе предметы (транспортные билеты, бумагу, пластиковые бутылки и баночки от сока и др.) прямо на тротуар,  а не в урну?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).            

  • Почему у тебя возникало желание совершить варварский или вандалистский поступок?

Ответ:     _______________________________________________________________________

  • Что нужно сделать, чтобы поступков вандализма стало меньше или чтобы их совсем не стало?

Ответ:     _______________________________________________________________________


 

Тест – Анкета
(для детей 10 – 15 лет)

  • Честно признайся, не было ли в твоей жизни жестокого отношения к животным, птицам  и растениям?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Писал ли ты на стенах и заборах, портил ли ты лифты, книги, парты, столы, стулья, кресла в транспорте с помощью ножичка, краски, фломастера?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Были ли у тебя случаи непристойного поведения  по отношению к домам, улице, особо ценным (музейным, историческим) предметам (когда ты что-то портил, разбивал, разрисовывал рисунками и надписями, топтал газоны, рвал цветы с клумбы и т.п.)?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Были ли у тебя случаи, что после твоего пребывания на природе: в лесу, в парке, на пляже оставались валяться консервные банки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, пищевые отходы твоего обеда?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Были ли у тебя случаи, когда ты выбрасывал ненужные тебе предметы (транспортные билеты, бумагу, пластиковые бутылки и баночки от сока и др.) прямо на тротуар,  а не в урну?

Ответ:     ДА;      НЕТ  (обведи нужный ответ кружочком).           

  • Почему у тебя возникало желание совершить варварский или вандалистский поступок?

Ответ:     _______________________________________________________________________

  • Что нужно сделать, чтобы поступков вандализма стало меньше или чтобы их совсем не стало?

Ответ:     _______________________________________________________________________

Назад