«Вандал ли я?»
Сквозная дополнительная образовательная программа профилактики проявлений детского и подросткового вандализмаАвтор: Черняева Валентина Ивановна
Целевая аудитория: дети и подростки от 10 до 17 лет
Срок реализации – 6 учебных часов
1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
В ЦВО “Творчество” реализуется комплексная дополнительная образовательная программа профилактики детского, подросткового и молодёжного экстремизма “От толерантности - к культуре мира”, которая в 2004 г. стала лауреатом Областного конкурса профилактических и коррекционных программ . Указанная комплексная программа образно представляет собой четырёхэтажный “профилакторий”, на этажах которого располагаются профилактические программы.
Авторская сквозная дополнительная образовательная программа пролфилактики детского и подросткового вандализма “Вандал ли я?” является одним из этажей нашего “профилактория”, составляющего профилактическую и коррекционную часть воспитательной системы СЦВО "Творчество" “Быть с веком наравне”. В рамках этой программы дети проходят социальную пробу, социальную практику и социальное проектирование такого распространённого в наше время социального явления, как детский, подростковый и молодёжный вандализм.
1.2. Цели и задачи программы
Основной целью программы является формирование культуры отношений к предметно-пространственному миру, профилактика проявлений детского и подросткового вандализма.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- Формирование знаний о варварах, вандалах и явлении вандализма;
- Формирование знаний о вреде, причиняемом обществу вандалами;
- Формирование негативного отношения к современным вандалам;
- Формирование чувства прекрасного;
- Формирование духовно-нравственных качеств личности воспитанника, таких как забота, ответственность за последствия своих поступков, личная ответственность за будущее России;
- Формирование позитивной социальной активности воспитанников.
- Диагностика личностного роста;
1.3. Ожидаемые результаты программы
Пройдя обучение по данной программе, воспитанники будут
Знать:
- определение и историю возникновения понятий “вандал”, “вандализм”, “варвар”;
- свой уровень культуры отношений к предметно-пространственному миру;
- основы культуры отношений к предметно-пространственному миру;
- причины проявлений вандализма в наше время;
- что вандалы , варвары и вандализм – это социальное зло, приносящее обществу не только материальный и экологический ущерб, но и громадный духовно-нравственный вред, заключающийся в формировании у подрастающего поколения менталитета, признающего вандализм нормой жизни;
Уметь:
- организовать свою жизнь без личных проявлений вандализма;
- вести разговор со сверсниками о вреде вандалистских поступков
Кроме того, по окончанию обучения по сквозной дополнительной образовательной программе “Вандал ли я?” воспитанник будет иметь ясное и конкретное представление о вандалах и вандализме, у него будет сформировано негативное отношение к проявлениям вандализма как к социальному злу, преступлению против общества. Он должен понимать свою личную ответственность за процветание Отечества и устойчиво проявлять в своем поведении следующие личностные качества:
- бережное отношение к предметно-пространственному миру;
- гуманность, доброжелательность, милосердие, толерантность;
- трудолюбие;
- коллективизм, взаимопомощь;
- гражданственность, любовь к Родине, патриотизм.
2. Учебно-тематический план и содержание программы
Объём учебной нагрузки составляет 6 (шесть) академических часов учебного времени, в том числе по занятиям:
Тематика занятий | Теория
(кол-во часов) | Практика
(кол-во часов) | Всего |
1. «Нравственная гигиена и культура отношений к предметному миру. Социальная проба явления вандализма». | 2 | - | 2 |
2. «Социальная практика явления вандализма, трудовой десант». | - | 1 | 1 |
3. «Социальная практика проявления позитивной социальной активности и человечности». | 1 | 1 | 2 |
4. «Социальная практика проявления позитивной социальной активности и человечности». | 1 | 1 | |
Всего: | 3 | 3 | 6 |
Приложение к Программе “Вандал ли я?”
Тест – Анкета
(для детей 10 – 17 лет)
- Честно признайся, не было ли в твоей жизни жестокого отношения к животным, птицам и растениям?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Писал ли ты на стенах и заборах, портил ли ты лифты, книги, парты, столы, стулья, кресла в транспорте с помощью ножичка, краски, фломастера?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Были ли у тебя случаи непристойного поведения по отношению к домам, улице, особо ценным (музейным, историческим) предметам (когда ты что-то портил, разбивал, разрисовывал рисунками и надписями, топтал газоны, рвал цветы с клумбы и т.п.)?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Были ли у тебя случаи, что после твоего пребывания на природе: в лесу, в парке, на пляже оставались валяться консервные банки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, пищевые отходы твоего обеда?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Были ли у тебя случаи, когда ты выбрасывал ненужные тебе предметы (транспортные билеты, бумагу, пластиковые бутылки и баночки от сока и др.) прямо на тротуар, а не в урну?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Почему у тебя возникало желание совершить варварский или вандалистский поступок?
Ответ: _______________________________________________________________________
- Что нужно сделать, чтобы поступков вандализма стало меньше или чтобы их совсем не стало?
Ответ: _______________________________________________________________________
Тест – Анкета
(для детей 10 – 15 лет)
- Честно признайся, не было ли в твоей жизни жестокого отношения к животным, птицам и растениям?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Писал ли ты на стенах и заборах, портил ли ты лифты, книги, парты, столы, стулья, кресла в транспорте с помощью ножичка, краски, фломастера?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Были ли у тебя случаи непристойного поведения по отношению к домам, улице, особо ценным (музейным, историческим) предметам (когда ты что-то портил, разбивал, разрисовывал рисунками и надписями, топтал газоны, рвал цветы с клумбы и т.п.)?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Были ли у тебя случаи, что после твоего пребывания на природе: в лесу, в парке, на пляже оставались валяться консервные банки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, пищевые отходы твоего обеда?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Были ли у тебя случаи, когда ты выбрасывал ненужные тебе предметы (транспортные билеты, бумагу, пластиковые бутылки и баночки от сока и др.) прямо на тротуар, а не в урну?
Ответ: ДА; НЕТ (обведи нужный ответ кружочком).
- Почему у тебя возникало желание совершить варварский или вандалистский поступок?
Ответ: _______________________________________________________________________
- Что нужно сделать, чтобы поступков вандализма стало меньше или чтобы их совсем не стало?
Ответ: _______________________________________________________________________