«ENTER to reality»
(введение в реальность)Сквозная дополнительная образовательная программа по профилактике компьютерной зависимости)
Авторы-составители:
Григорьева Инна Юрьевна,
Гришина Евгения Витальевна,
Синякина Елена Владимировна,
методисты ЦВО «Творчество»
Целевая аудитория: подростки 12 - 17 лет
Сроки реализации программы – 32 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире многие сферы жизни немыслимы без использования стремительно развивающихся телекоммуникационных и информационных технологий. Компьютер с каждым днем все в большей степени становится неотъемлемой частью нашей жизни. Игнорировать или запретить это изобретение человечества мы не можем. Более того, с появлением и развитием киберпространства человечество поднялось еще на одну ступень своего развития.
В современном мире не уметь пользоваться компьютером все равно, что в начале ХХ века не уметь читать. При этом психологи и социологи констатируют факт изменений, происходящих в сознании уже целого поколения, которые, безусловно, влекут за собой изменения иерархии общественных ценностей. Различные аспекты проблемы зависимости от киберпространства разрабатываются давно. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Бальбот. Изучению специфики компьютерной деятельности детей и подростков посвящены исследования М. Коула, С. Пейперта, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова. Проблема интернет-зависимости предложена к рассмотрению К. Янг.
Вместе с глобальной компьютеризацией общества всё острее встает проблема преодоления компьютерной зависимости у пользователей. Эта тема беспокоит все мировое сообщество. Во многих странах создаются психологические центры по борьбе с киберзависимостью. Ученые всего мира ищут пути разрешения этой проблемы.
По данным психологических исследований, у монитора подростки проводят больше времени, чем в школе. Подвижным играм, общению с родителями, друзьями они предпочитают компьютер. Опрос детей с подозрением на наличие начальной стадии зависимости показал, что компьютерная игра носит у них характер увлечения. Но дело в том, что это увлечение, будучи чрезмерным, может повлиять на развитие личности молодого человека. Зависимость превращает жизнь в иллюзию, что характерно для аддиктивного типа девиантного поведения.
Компьютерная зависимость проявляется преимущественно у подростков и молодых людей. Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.
Программа «ENTER to reality» (введение в реальность) направлена на первичную профилактику компьютерной и игровой зависимости. Она представляет собой комплекс профилактических, воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющих предупредить формирование зависимости среди детей и подростков, а потому она актуальна.
Рассчитана программа на 32 учебных часа.
Программа ориентируется не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения.
Цель программы: создать условия для формирования у подростков культуры использования компьютерных технологий, способствующей профилактике компьютерной и телезависимости.
Задачи программы:
- обучение подростков навыкам общения в атмосфере эмоционального комфорта
- формирование у обучающихся установки восприятия компьютера как инструмента для работы, а не только как источника получения удовольствия;
- повышение общего уровня развития подростка, выработка «эстетического иммунитета» (Е.А. Шайкина), «психологической культуры пользователя Internet» (С. Пашков); навыков активной игровой деятельности
Прогнозируемые результаты работы по программе
В результате реализации программы предполагается сдерживание развития компьютерной и игровой зависимости у подростков средствами воспитания у них пользовательской культуры, здорового образа жизни и формирования «антизависимых» установок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика занятий | Всего | Теория | Практика |
1 | Значение информационных и телекоммуникационных технологий для современного общества. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Компьютерная зависимость | 4 | 1 | 3 |
3 | Виртуальность и девиртуализация | 3 | 1 | 2 |
4 | Культура интернет-пользователя | 2 | 1 | 1 |
5 | Телевидение и аудиовизуальная культура | 3 | 1 | 2 |
6 | Влияние компьютера на здоровье человека | 4 | 1 | 3 |
7 | Общение: «живое» и виртуальное | 7 | 1 | 6 |
8 | Компьютер и искусство | 4 | 1 | 3 |
9 | Хобби как альтернатива компьютерной и телезависимости. Итоговое занятие. | 3 | 0,5 | 2,5 |
ВСЕГО | 32 | 8,5 | 23,5 |
Список использованной литературы
- Безруких М.М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку/М.М.Безруких. – Екаринбург: Рма Паблишинг, 2010. – с. 201
- Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебн. пособие для студ. высших учебных заведений. – Изд. 2-е – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.208
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Елена Валерьевна Змановская. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 234
- Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом // «Мир семьи» № 11, 2004.
- Кутырев В.А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). – Смоленск, 2006. – 301 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.211
- Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л.: Лениздат, 1982. – с. 87
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2005 – с. 78
- Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.170-172.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2002 – с. 164
Список использованных интернет-ресурсов:
- http://zexy-999.ru/item/items66558.html.
- http://art-intel.narod.ru/Konscient.htm. Альманах ВОСТОК выпуск: №7/8 (31/32), июль-август 2005 г.
- http://www.medicinform.net/comp/comp_psych29.htm
- http://zdrava.bohn.ru/blog/virtualnaja_agressija/2011-02-14-6
- http://poigraem.net/main/films/4835-virtualnaya-agressiya.html
- http://letopisi.ru/index.php
Приложение 1
Методические рекомендации ведущему группы
Роль ведущего группы на протяжении всего курса занятий, а особенно первых занятий состоит в создании благоприятных условий для работы группы и накопления подростками нового положительного социального опыта в процессе группового общения. Наиболее оптимальная Ваша позиция – это позиция человека, понимающего, толерантного и доброжелательного, внимательного, и главное, способного помочь каждому участнику группы. Вам не следует подчеркивать свое превосходство и Ваше особое положение в группе.
Для этого на первом и последующих занятиях ведущему группы необходимо:
- Организовать совместную выработку, обсуждение и принятие правил работы группы, а затем строго следить за их выполнением. В случае необходимости каждый раз необходимо разъяснять то или иное положение из принятых правил. Строгое выполнение правил работы обеспечит успешное выполнение всех упражнений и заданий.
- Одинаково относиться ко всем членам группы, не выделяя кого-либо, и добиться максимального участия в работе всех её членов, чтоб никто не «отмалчивался» и не «оставался в стороне».
- Подробно излагать инструкцию к проводимому заданию или упражнению, отвечать на все вопросы участников и контролировать ход и правильность их выполнения.
- Внимательно следить за эмоциональным состоянием каждого участника занятия и группы в целом. Оказывайте им всестороннюю поддержку, в крайнем случае, можете изменить последовательность ранее запланированных упражнений, сделать перерыв на некоторое время. Однако следует помнить, что неоправданные изменения и перерывы могут породить у членов группы нежелание работать, а потому применять их нужно осторожно.
- Приободрить группу и вдохновить на новые достижения, если при выполнении какого-либо задания вы наблюдаете, что настроение вашей группы постепенно заканчивается.
- Осуществлять обоснованные переходы от одного упражнения к другому, переход должен иметь смысловую нагрузку, быть связанным с предыдущими действиями.
- Подводить итоги каждого упражнения и занятия, для того, чтобы каждый член группы понимал и осознавал все, что происходит в группе. Вначале необходимо каждому дать возможность высказать свою точку зрения, поделиться своими переживаниями и ощущениями, а затем обязательно обобщить все высказывания и сделать вывод, подвести общий итог.
Для проведения рефлексии, анализа упражнения или занятия можно воспользоваться следующими вопросами:
- Понравилось или не понравилось упражнение и почему?
- Как себя чувствовал каждый участник, комфортно ли было работать в группе?
- Какую роль выполнял каждый член группы при выполнении задания?
- Была ли у всех возможность высказываться, вносить предложения?
- Все ли предложения выслушивались и учитывались?
- Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки извлекли?
При подведении итогов занятий можно использовать не только форму разговора-обсуждения, но и другие интересные и наглядные способы.
- Чувствовать и как можно быстрее распознавать возникающие в группе проблемы и конфликтные ситуации. Задача ведущего при возникновении конфликта между несколькими участниками состоит в выполнении роли посредника в их примирении, так как самим членам группы иногда трудно определить проблему и, следовательно, без вмешательства ведущего ситуация может не только не разрешиться, но и усугубиться.