Метафорические карты как метод коррекции детско-родительских отношений

Педагог-психолог ЦВО «Творчество» Л.А.Хлыстова

Одной из самых актуальных проблем в практике психологического консультирования на данный момент являются детско-родительские отношения.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от детско-родительских отношений в семье. Детско-родительские отношения в семье можно рассматривать с разных точек зрения: с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности; с другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.

На наш взгляд, эффективным методом в работе с этой проблемой является работа с метафорическими картами. Метафорические карты  - обладают всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяя терапевтический арсенал психолога или психотерапевта. Карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» человека, его личностному мифу о мире и о себе в нем, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы. При работе со зрительными образами у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами.

В данной статье мы хотим рассказать о практическом применении колоды метафорических карт «Дерево как образ человека».

Колода состоит из 80 карт с изображениями (фотографиями) деревьев и 32 карт со словами.

С деревом у нас связано множество ассоциаций: дерево жизни, генеалогическое древо, «когда деревья были большими» и т.п. Использование дерева как метафоры дает огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности. Деревья, как и люди, рождаются, растут и развиваются, болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам, переживают расцвет, зрелость, увядание и в конце концов, увы, умирают.

Сходство жизненных циклов человека и деревьев дает нам возможность использования колоды метафорических карт «Дерево как образ человека» для диагностики и коррекции семейных отношений.

Например: участники консультации: ребенок, мать, отец.

1-й этап работы:

Каждому участнику предлагается выбрать карты из общей колоды в соответствие со следующими образами «Я», «Мать», «Отец»

Карты Выбор ребенка Выбор матери Выбор отца
1-я карта «Я» «Я» «Я»
2-я карта «мать» «мать» «мать»
3-я карта «отец» «отец» «отец»

Рефлексия: Каждый участник объясняет, почему он выбрал именно это дерево? На что похоже? Что чувствуешь?

2-й этап работы:

На данном этапе участникам необходимо к каждому образу подобрать карточку со словами, то есть определенные характеристики, качества, эмоциональные состояния. Выбрать можно от 1 до 5 карт к каждому образу.

Например: выбор ребенка:

«Я» «мать» «отец»
детство душа одиночество
выживание жертвенный сила

Выбор матери:

«Я» «мать» «отец»
расцвет выживание приспособиться

Выбор отца:

«Я» «мать» «отец»
забота жизнь стойкость

3-й этап работы: рефлексия каждого участника

Наблюдая результат, можно увидеть восприятие ребенком себя и своих родителей, понять, как он ощущает себя в семье, что переживает и т.п.

Когда подобраны слова всеми участниками консультации к каждому выбранному образу, перед нами предстает картина отношений в семье, то есть диагностика семейных взаимоотношений. Одновременно участники, наблюдая эту картину, видят и начинают понимать то, о чем они ранее не подозревали. То есть, таким образом, создается психотерапевтический эффект. Может быть, родители впервые увидели и поняли, что ребенок нуждается в любви, внимании, поддержке, и маме порой надо быть слабой, оказывать ему поддержку и внимание.

Эту же колоду карт  хорошо использовать при работе с подростками, чтобы помочь им понять себя и окружающих, а значит наладить  отношения с одноклассниками, учителями, родителями и т.д. Работая с картами, подросткам  легче раскрываться, обсуждать свои проблемы, рефлексировать.  Также метафорические карты можно использовать при работе с супружескими отношениями.

Ценность использования метафорических карт в том, что не всегда человек  может обозначить свою проблему, или даже порой не догадывается в чем дело. Глядя на изображение карт, возникают ассоциации, определенные эмоции, которые помогают человеку раскрыться, рефлексировать и найти собственные ресурсы.

Каждая карта – это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творчеству, креативному началу.