«ENTER to reality»

(введение в реальность)
Сквозная  дополнительная образовательная программа по профилактике компьютерной зависимости)

Авторы-составители:
Григорьева Инна Юрьевна,
Гришина Евгения Витальевна,
Синякина Елена Владимировна,
методисты ЦВО «Творчество»

Целевая аудитория: подростки 12 - 17 лет
Сроки реализации программы  – 32 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире многие сферы жизни немыслимы без использования стремительно развивающихся телекоммуникационных и информационных технологий. Компьютер с каждым днем все в большей степени становится неотъемлемой частью нашей жизни. Игнорировать или запретить это изобретение человечества мы не можем. Более того, с появлением и развитием киберпространства человечество поднялось еще на одну ступень своего развития.

В современном мире не уметь пользоваться компьютером все равно, что в начале ХХ века не уметь читать. При этом психологи и социологи констатируют факт изменений, происходящих в сознании уже целого поколения, которые, безусловно, влекут за собой изменения иерархии общественных ценностей. Различные аспекты проблемы зависимости от киберпространства разрабатываются давно. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Бальбот. Изучению специфики компьютерной деятельности детей и подростков посвящены исследования      М. Коула, С. Пейперта, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова. Проблема интернет-зависимости предложена к рассмотрению К. Янг.

Вместе с глобальной компьютеризацией общества всё острее встает проблема преодоления компьютерной зависимости у пользователей. Эта тема беспокоит все мировое сообщество. Во многих странах создаются психологические центры по борьбе с киберзависимостью. Ученые всего мира ищут пути разрешения этой проблемы.

По данным психологических исследований, у монитора подростки проводят больше времени, чем в школе. Подвижным играм, общению с родителями, друзьями они предпочитают компьютер. Опрос  детей с подозрением на наличие начальной стадии  зависимости показал, что компьютерная игра  носит у них характер увлечения. Но дело в том, что это увлечение, будучи чрезмерным, может повлиять на развитие личности молодого человека. Зависимость превращает жизнь в иллюзию, что характерно для аддиктивного типа девиантного поведения.

Компьютерная зависимость проявляется преимущественно у подростков и молодых людей. Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.

Программа «ENTER to reality» (введение в реальность) направлена на первичную профилактику компьютерной и игровой зависимости. Она представляет собой   комплекс  профилактических, воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющих  предупредить    формирование зависимости среди детей и подростков, а потому она актуальна.

Рассчитана программа на 32 учебных часа.

Программа ориентируется  не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения.

Цель программы: создать условия для формирования у подростков культуры использования компьютерных технологий, способствующей профилактике компьютерной и телезависимости.

Задачи программы:

  • обучение подростков навыкам общения в атмосфере эмоционального комфорта
  • формирование у обучающихся установки восприятия компьютера как инструмента для работы, а не только как источника получения удовольствия;
  • повышение общего уровня развития подростка, выработка  «эстетического иммунитета» (Е.А. Шайкина), «психологической культуры пользователя Internet» (С. Пашков); навыков активной игровой деятельности

Прогнозируемые результаты работы по программе

В результате реализации программы предполагается сдерживание развития компьютерной и игровой зависимости у подростков средствами воспитания у них пользовательской культуры, здорового образа жизни и формирования «антизависимых» установок.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тематика занятий Всего Теория Практика
1 Значение информационных и телекоммуникационных  технологий для современного общества. Вводное занятие 2 1 1
2 Компьютерная зависимость 4 1 3
3 Виртуальность и девиртуализация 3 1 2
4 Культура интернет-пользователя 2 1 1
5  Телевидение и аудиовизуальная культура 3 1 2
6 Влияние компьютера на здоровье человека 4 1 3
7 Общение: «живое» и виртуальное 7 1 6
8 Компьютер и искусство 4 1 3
9 Хобби как альтернатива компьютерной и телезависимости. Итоговое занятие. 3 0,5 2,5

ВСЕГО

32 8,5 23,5

Список использованной литературы

  • Безруких М.М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку/М.М.Безруких. – Екаринбург: Рма Паблишинг, 2010. – с. 201
  • Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебн. пособие для студ. высших учебных заведений. – Изд. 2-е – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.208
  • Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Елена Валерьевна Змановская. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 234
  • Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом // «Мир семьи» № 11, 2004.
  • Кутырев В.А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). – Смоленск, 2006. – 301 с.
  • Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.211
  • Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л.: Лениздат, 1982. – с. 87
  • Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2005 – с. 78
  • Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.170-172.
  • Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2002 – с. 164         

 Список использованных интернет-ресурсов:

  • http://zexy-999.ru/item/items66558.html.
  • http://art-intel.narod.ru/Konscient.htm. Альманах ВОСТОК выпуск: №7/8 (31/32), июль-август 2005 г.
  • http://www.medicinform.net/comp/comp_psych29.htm
  • http://zdrava.bohn.ru/blog/virtualnaja_agressija/2011-02-14-6
  • http://poigraem.net/main/films/4835-virtualnaya-agressiya.html
  • http://letopisi.ru/index.php

 

Приложение 1

Методические рекомендации ведущему группы

Роль ведущего группы на протяжении всего курса занятий, а особенно  первых занятий состоит в создании благоприятных условий для работы группы и накопления подростками нового положительного социального опыта в процессе группового общения. Наиболее оптимальная Ваша  позиция – это позиция человека, понимающего, толерантного и доброжелательного, внимательного, и главное, способного помочь каждому участнику группы. Вам не следует подчеркивать свое превосходство и Ваше особое положение в группе.

Для этого на первом и последующих занятиях ведущему группы  необходимо:

  • Организовать совместную выработку, обсуждение и принятие правил работы группы, а затем строго следить за их выполнением. В случае необходимости каждый раз необходимо разъяснять то или иное положение из принятых правил. Строгое выполнение правил работы обеспечит успешное выполнение всех упражнений и заданий. 
  • Одинаково относиться ко всем членам группы, не выделяя кого-либо, и добиться максимального участия в работе  всех её членов, чтоб никто не «отмалчивался» и не «оставался в стороне».
  • Подробно излагать инструкцию к проводимому заданию или упражнению, отвечать на все вопросы участников и контролировать ход и правильность их выполнения.
  • Внимательно следить за эмоциональным состоянием каждого участника занятия и группы в целом. Оказывайте им всестороннюю поддержку, в крайнем случае, можете изменить последовательность ранее запланированных упражнений, сделать перерыв на некоторое время. Однако следует помнить, что неоправданные изменения и перерывы могут породить у членов группы нежелание работать, а потому применять их нужно  осторожно.
  • Приободрить группу и вдохновить на новые достижения, если при выполнении какого-либо задания вы наблюдаете, что настроение вашей группы постепенно заканчивается.
  • Осуществлять обоснованные переходы от одного упражнения к другому, переход  должен иметь смысловую нагрузку, быть связанным с предыдущими действиями.
  • Подводить итоги каждого упражнения и занятия,  для того, чтобы каждый член группы понимал и осознавал все, что происходит в группе. Вначале необходимо каждому дать возможность высказать свою точку зрения, поделиться своими переживаниями и ощущениями, а затем обязательно обобщить все высказывания и сделать вывод, подвести  общий итог.

Для проведения рефлексии, анализа упражнения или занятия можно воспользоваться следующими вопросами:

  • Понравилось или не понравилось упражнение и почему?
  • Как себя чувствовал каждый участник, комфортно ли было работать в группе?
  • Какую роль выполнял каждый член группы при выполнении задания?
  • Была ли  у всех возможность высказываться, вносить предложения?
  • Все ли предложения выслушивались и учитывались?
  • Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки извлекли?

При подведении итогов занятий можно использовать не только форму разговора-обсуждения, но и другие интересные и наглядные способы.

  • Чувствовать и как можно быстрее распознавать возникающие в группе проблемы и конфликтные ситуации. Задача ведущего при возникновении конфликта между несколькими участниками состоит в  выполнении роли посредника в  их примирении, так как самим членам группы иногда трудно определить проблему и, следовательно, без вмешательства ведущего ситуация может не только не разрешиться, но и усугубиться.

Назад