Педагогический проект как инструмент для воспитания чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны

Пономарева Татьяна Фараоновна, педагог дополнительного образования, методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»
Синякина Елена Владимировна, заведующий научно-методическим отделом, методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»

В современном обществе наблюдается тревожная озабоченность духовным обнищанием личности. Чтобы исправить ситуацию, в России были введены новые образовательные стандарты, в основе которых главным является развитие личности.

Исходя из обобщённого определения этого понятия, личность - это человек, реализовавший себя с возможной полнотой, осуществивший и сумевший гармонизировать отпущенные ему природой, обществом и историей потенциалы развития - индивидуальные и социальные.

Одним из способов познания человеком окру­жающего мира и самого себя, который во многом способствует его духовной эволюции, являет­ся исследовательская деятельность.

Психологи утверждают, что на развитие человека влияет более 200 факторов. Фактором № 1 является умение читать, которое помогает постичь окружающий мир. К сожалению, проблемы чтения встали в один ряд с важнейшими государственными задачами. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением.

Чтобы мотивировать воспитанников детских объединений ЦВО «Творчество» «взять книгу в руки» был разработан педагогический проект «Все мы родом из детства». Целью проекта является создание условий для развития духовно-нравственной личности обучающегося средствами исследовательской деятельности. Задачи проекта:

  • Обучить исследовательским технологиям воспитанников;
  • Организовать прочтение и исследование произведений писателей-земляков о детстве.
  • Провести презентацию исследовательских работ обучающихся.

Следовательно, объектом исследовательской деятельности обучающихся в рамках проекта может быть литературное наследие наших земляков с мировой известностью - Н.Г.Гарина-Михайловского, М.Горького, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого, 130-летие которого широко отмечается в 2013 году, в частности их произведения о детстве, потому что, по словам Антуана де Сэнт-Экзюпери, «все мы родом из детства».

Знакомство с самарским периодом их жизни и творчества послужит мощным инструментом для воспитания чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны.  Круг читательских интересов воспитанников помогут расширить также исследования литературных предпочтений будущих писателей.

Возрождение престижа чтения как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению  культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны.

Естественной составляющей частью исследования творчества писателей-земляков является краеведческая деятельность. Актуальность краеведения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. «Краеведение способно помочь восполнить тот нравственный вакуум, о котором так много говорят, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому».

Воспитанники ЦВО «Творчество» исследуют также вопрос о том, как посещение литературного музея детьми и подростками влияет на их читательскую активность.

Суть проекта «Все мы родом из детства» в том, что в рамках разнообразных форм образовательной работы  обучающиеся выполняют исследовательские работы в различных областях технических, гуманитарных наук; краеведческой и музееведческой деятельности. Юным исследователям могут быть предложены такие темы, как:

  • Влияние окружения писателя в детстве на развитие его творческих способностей и  литературной деятельности;
  • Влияние посещения литературных музеев на читательскую активность.
  • Игры и забавы литературных героев автобиографических повестей писателей-земляков.
  • Русские народные игры и забавы в г. Самара.
  • Достижения технического прогресса в литературном произведении.
  • Литературные предпочтения будущих писателей-земляков

С целью активизации социально значимой деятельности воспитанников информация о ходе реализации проекта будет размещена на сайте ЦВО и в СМИ.

План реализации проекта представлен в таблице:

Наименование этапов, мероприятий Сроки начала и окончания  Ожидаемые итоги
Организационный этап
Разработка и размещение информационных и сопроводительных документов проекта на сайте. Сентябрь 2013 Пресс-релиз, информационные письма, материалы для сайта ЦВО «Творчество»
Презентация проекта Октябрь 2013 Количество участников – не менее 100 человек
Основной этап
Семинар для воспитанников «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся». Октябрь 2013 Количество участников -  60 человек
Организация экскурсии в МБУК г.о. Самара «Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького» Ноябрь 2013 25 человек
Консультирование в рамках исследовательской деятельности обучающихся, совершенствование работ. Декабрь 2013 25 человек
Интерактивные чтения
  • Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы
  • Горький М. Детство.
  • Толстой А. Детство Никиты
  • Толстой Л. Детство
январь-март 2014 60 человек
Редактирование.
Подготовка и издание сборника лучших исследовательских работ
апрель  2014 Около 30 стр
Тираж 10 экз.
Презентация сборника на сайте ЦВО «Творчество» ноябрь 2014 Сборник размещен на сайте ЦВО «Творчество»

Педагогический проект «Все мы родом из детства» находится на основном этапе реализации. Исполнители проекта могут констатировать всплеск интереса к чтению произведений писателей-земляков, особенно после посещения музея-усадьбы А.Толстого.

Таким образом, реализация педагогического проекта «Все мы родом из детства» способствует  формированию духовно зрелой, образованной и социально значимой личности, ее гражданской и нравственной позиции; воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны через возрождение престижа чтения.

Список использованной литературы:

  1. Антуан де Сэнт-Экзюпери. Маленький принц, М.: Знание, 1991.  208 с.
  2. Фокеев В.А. Возрождение библиотечного краеведения // Сов. библиотековедение.- 1990.- № 4.- С. 45-46.

Статья вошла в Сборник статей областной научно-практической интернет-конференции «Воспитание детей и молодёжи в современном образовательном пространстве». Ч.1. – Самара: ИИС ГБОУ ДОД СДДЮТ, 2014. – 68с.

  Педагогический проект как инструмент для воспитания