Музыкальная гостиная, как одна из форм организации воспитательной работы

Иванова О.А.

В конце 90-х годов XX века в Российском обществе из-за переосмысления ценностей обострились многие социальные проблемы, в том числе: потеря нравственных идеалов, престижа высокого искусства, в том числе высокой музыки.

А между тем, как говорил В.О. Ключевский: «… искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение». Поэтому забота о пропаганде   высокого искусства становится особенно актуальной.

Именно поэтому в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г. о. Самара возникла идея музыкальной гостиной как формы организации досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, это способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Дети с удовольствием участвуют в любой досуговой деятельности. Сама новизна позиции учени­ка обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.

Воспитание рассматривается педагогом как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше:

  • Соучастник совместной деятельности (Что делаем?);
  • Стратег деятельности (Зачем делаем?);
  • Инструктор (Как делаем?);
  • Опора (Как легче это сделать?);
  • Уход в тень (Кто это делает?);
  • Корректировщик деятельности (На каком культурном уровне идет работа?)

Педагог представляет культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке ребенка.

В России организация гостиных (салонов) как формы творческих встреч людей, интересующихся какими-либо социально-гуманитарными и литературно-художественными проблемами, носила достаточно распространенный характер в XIX веке, особенно в виде литературно-музыкальных гостиных. Объединяющими для творческого общения в салонах всегда были идеи радения за судьбу России, осмысления богатейшего исторического наследия, развития патриотизма и самосовершенствования.

Музыкальная гостиная, наряду с филармонией, успешно наполняет духовным светом подрастающее поколение, заполняет вакуум эстетического воспитания и творческого общения. Здесь дети узнают новое для себя о музыке и композиторах, делятся своими знаниями и мастерством.

Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.

Тематика музыкальных гостиный рассчитана на детей от 10 до 13 лет. Предоставляемый материал состоит из пяти циклов:

  • Творчество композиторов-классиков;
  • История музыкальных инструментов;
  • Жанры музыкального искусства;
  • Мы – россияне;
  • Музыка и литература.

Целью организации и проведения музыкальных гостиных является: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Познакомить воспитанников с лучшими образцами музыкальной культуры и дать им представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • Познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • Познакомить воспитанников с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию;
  • Приобщить воспитанников к проведению содержательного досуга. побудить их к самосовершенствованию, реализации личностных возможностей.

В организации музыкальной гостиной как формы досуга используются следующие методы:

  • игровые (игровой тренинг);
  • методы театрализации;
  • соревновательные;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения, метод дилемм);
  • импровизации.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это от­ношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Игровые тренинги выполняют следующие функции:

  • коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
  • воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение.

Методы воспитывающих ситуаций заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К ним относятся проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения музыкальной гостиной. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответ­ственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать положительный пример. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

 Метода дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма – это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разра­батываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Например, предлагая на выбор учащимся варианты ответов, акцентировать внимание на глав­ном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».

Ведущим педагогическим методом воспитательной деятельности является педагогическая поддержка, которая позволяет максимально включить воспитанников в процесс сотворчества с композитором, ведущим, исполнителями.

В результате участия в музыкальных гостиных учащиеся:

  • знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получат представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • знакомятся с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию.
  • приобщаются к посещению музыкальных гостиных как форме проведения содержательного досуга.

Возрождение престижа высокой музыки как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие Родины.