Модель взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности

(из опыта экспериментальной деятельности ЦВО «Творчество»)
Синякина Е.В., Пономарёва Т.Ф.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования детей Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара с 2010 года осуществлял экспериментальную деятельность в рамках  Городской экспериментальной площадки по теме «Модель взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности».

Цель эксперимента – проверить на практике гипотезу о том, что вследствие создания безопасной психологической атмосферы посредством реализации программ, направленных  на обучение конструктивному общению как ресурсу цивилизованного решения проблем в современных социокультурных условиях, в среде субъектов образовательной деятельности экспериментальной группы повысится уровень освоения предметных компетентностей.

К проблеме взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности проявляли особое внимание видные российские и зарубежные ученые в области психологии и педагогики, такие как: Дж. Бивин, Д. Джексон, К.К. Колин, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович,  А.И. Донцов,  В.А. Кан-Калик, А.С. Кузнецова, А.А. Леонтьев, О.И. Матьяш, В.И. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Т.В. Филиппова, В.А.Якунин  и др.

В их работах прослеживается ключевая является мысль о том, что понимание собеседника, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов общения – это одно из важнейших качеств, которыми необходимо обладать человеку XXI века.

Вышесказанное и обусловило выбор темы нашего экспериментального исследования.

В Концепции развития образования в РФ отмечается, что за образование и формирование личности детей, подростков и молодежи ответственно все общество в целом: семья, педагогические коллективы, гражданские сообщества, политические силы, мир экономики, средства массовой информации и т.п.

Реформы в системе образования - показатель поиска обществом способов повышения эффективности образовательной деятельности, которая во многом зависит от степени позитивного взаимодействия детей и социально ответственных взрослых.

До сих пор в нашем обществе не уделялось достаточного внимания обучению взаимодействию, направленному на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, т.е. конструктивному общению. По мнению ведущих психологов, назрела необходимость введения в образовательных учреждениях предмета, который учит уважать партнера, оппонента или просто собеседника, учит умению вести диалог, умению слушать, слышать и понимать, чтобы избежать проблем в общении.

В рамках эксперимента исследовательской группой методистов ЦВО «Творчества» были разработаны программы «Школа общения «Диалог» (целевая аудитория: дети в возрасте от 7 до 17 лет) и «Школа общения «Диалог+» (категория слушателей: социально-ответственные взрослые от 18 лет).

Цель программы «Школа общения «Диалог» - создание условий для формирования у детей и подростков жизненно важных навыков общения как одного из средств, способствующих сохранению здоровья; для формирования социально одобряемого индивидуального стиля общения, позитивных коммуникативных компетенций.

Программа «Школа общения «Диалог +» направлена  на обучение педагогов и родителей знаниям и навыкам коммуникативного взаимодействия с ребенком в соответствии с его  возрастными особенностями с учетом долговременных педагогических, психологических, социальных последствий, на формирование навыков преодоления проблем во взаимоотношениях с детьми, т.е. обучение эффективному общению как ресурсу цивилизованного решения проблем в современных социокультурных условиях.

Каждый социально ответственный взрослый должен понимать, что процесс развития ребенка от первых дней жизни проходит под влиянием общения, в том числе и образовательный процесс.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Поэтому от  взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих социально ответственных взрослых.

Для реализации программы «Школа общения «Диалог», были созданы экспериментальные группы (ЭГ): 4 детских объединения и 3подростковых клуба – всего 139 воспитанников.  Столько же воспитанников составили контрольную группу (КГ) эксперимента.

Педагоги, работающие с детьми экспериментальной группы, прошли курс программы «Школа общения «Диалог +» в рамках  семинаров-тренингов, организованных исследовательской группой методистов и психологов.

Обучение родителей воспитанников экспериментальной группы осуществлялось через интерактивное общение («Родительские диалоги») и организацию их самообразования («Уголок эффективного родителя»). Выбор этих форм обучения родителей обусловлен трудностями, с которыми столкнулась исследовательская группа на внедренческом этапе эксперимента. Самая активная и благодарная аудитория - родители детских объединений дошкольников. А вот родителей детей среднего и старшего школьного возраста собрать в группы было достаточно трудно. «Уголок эффективного родителя»  способствовал активизации взаимодействия родителей  и педагогов, а также решению проблем  желаемой посещаемости родителей  «Родительских диалогов».

Сквозная образовательная программа «Школы общения «Диалог» была реализована в детских объединениях, вошедших в экспериментальную группу,  в рамках воспитательного блока к дополнительной образовательной программе.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось наблюдение за коммуникативным процессом на занятиях в ЦВО «Творчество». Было проведено исследование исходного уровня эффективности педагогических коммуникаций по методике А.А. Леонтьева и уровня коммуникативных умений по методике Л.Михельсона в адаптации Ю.З.Гильбуха, диагностика оценки знаний воспитанников (методика Макаровой Т.Е., Черняевой В.И.).

Наблюдение показало, что в экспериментальной и контрольной группах дети, родители и педагоги интуитивно стремятся к установлению продуктивного общения, но во многих ситуациях им не хватает нужных навыков, умений и знаний. По этой причине мы зафиксировали соответственно 3 и 2 остроконфликтных ситуации между педагогами и родителями, 5 и 7 и случаев проявления завышенной самооценки воспитанников, 28 и 25 «пассивных протеста» детей, подростков и родителей.  Все это отвлекало участников педагогического процесса от восприятия новой информации, препятствовало созданию психологически комфортной атмосферы, творческому подъему, практическому освоению и закреплению полученных на занятиях навыков.

На контрольном этапе педагогического эксперимента мы вновь провели анкетирование по методикам А.А.Леонтьева и Л.Михельсона.

Как видно из диаграмм, средний уровень эффективности педагогических коммуникаций в ЭГ заметно повысился (прирост составил 1 балл), а в КГ  - остался почти на исходном уровне (прирост – 0,3 балла). Средний уровень развитости коммуникативных умений воспитанников в ЭГ заметно вырос на 1 балл, в КГ  - на 0,3 балла. Средний уровень развитости коммуникативных умений родителей воспитанников в ЭГ заметно вырос на 0,9 балла, в КГ  - на 0,3 балла.

На констатирующем и на контрольном этапах эксперимента проводилась оценка знаний воспитанников по дополнительным образовательным программ.

Критерии зачетной оценки результатов обучения, были распределены по степени выраженности знаний и приобретенных специальных умений воспитанника по уровням:

  1. низкий уровень — воспитанник имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке;
  2. средний уровень — запас знаний воспитанника близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности;
  3. высокий уровень — воспитанник имеет полное четкое представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен, креативен;
  4. очень высокий уровень — знания гибко переносятся и применяются в новых условиях.

Результаты мониторинга оценки знаний воспитанников

Как видно из диаграмм, качество знаний воспитанников ЭГ значительно выше качества знаний воспитанников КГ, что свидетельствует об эффективности деятельности экспериментальной площадки «Модель взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности».

Гипотеза экспериментального исследования нашла подтверждение на практике: вследствие создания безопасной психологической атмосферы посредством реализации программы «Школа общения «Диалог» в среде субъектов образовательной деятельности экспериментальной группы повысился уровень освоения предметных компетентностей.