Развиваем, играя: математические игры для дошкольников

Составитель: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

Математические игры направлены, в первую очередь, на развитие познавательного интереса. Чтобы быть успешным, ребенок должен захотеть учиться и постигать новое. Чтобы захотеть постигать, ему должно быть интересно. К счастью, познавательный интерес заложен в детской природе, и задача родителей бережно поддерживать, задавая юному уму все новые и новые задачки, вызывая его на соревнование: «А сможешь вот эту задачку решить? Посмотри, как интересно получится, если…».

Математические игры могут  напоминать настоящие «занятия», но должны оставаться добровольной игрой, совместным путешествием в интересный мир математических закономерностей и проблем. Эти игры также развивают интеллектуальные способности малыша, его речь, мелкую моторику.

Какие игры и игрушки полезны для занятий математикой с детьми? Конструктор, мозаики, головоломки, логические таблицы, настольные логические и математические игры, рабочие тетради с заданиями по математике, логике, счетные палочки, шнуровки.

Количество и счет

Учим считать, соотносить цифры с количеством предметов.

  • Считаем все и везде. «Сколько автомобилей стоит у дороги? На каком мы живем этаже? Сколько у тебя пуговичек на рубашке?».
  • Просим найти нужное количество предметов «Дай мне, пожалуйста, три яблока. Найди и покажи в комнате шесть книг, пять мягких игрушек. Сосчитай, сколько в ванной висит полотенец».
  • Играем со счетными палочками или любым подходящим материалом, который можно считать (карандаши, кубики). Просим: «Возьми три палочки и разложи перед собой. Теперь добавь еще три. Сколько всего получилось? Шесть, правильно. Теперь сверху положи столько же палочек, но другого цвета. Сколько получилось палочек этого цвета? Теперь убери из верхнего ряда 2 палочки. Сколько получилось?» и т. д.
  • Учим ориентироваться в числовом ряду, играем в последующее и предыдущее. «Скажи, какое число больше четырех, но меньше семи. А еще? Назови мне 3 числа меньше девяти». Играем в «загадай число»: По очереди загадываете число в пределах десяти. Тот, кто отгадывает, называет разные числа, ведущий говорит, больше задуманное число названного, или меньше.
  • Играем в настольные игры, иллюстрирующие количество предметов («Мои первые цифры», «Учимся считать» и др.)

Геометрические фигуры, конструирование

Учим находить заданную фигуру среди множества фигур, видеть в предметах знакомые геометрические фигуры, продолжать ряды из геометрических фигур, знакомим со свойствами объёмных геометрических тел.

Понадобятся: набор геометрических форм, содержащий достаточное количество деталей одинаковой формы - кругов, кубиков, треугольников, прямоугольников, квадратов.

Возьмем: набор из 3-4 фигурок одной формы и разных цветов – например, по 3 круга двух разных цветов и по 3 треугольника двух разных цветов.

  • Даем несколько кругов (деталей круглой формы) и один треугольник или квадрат. «Объясни, какая из этих фигур лишняя? (треугольник или квадрат) Почему? (остальные – одинаковой формы, это отличается по форме) В конце вместе формулируем правильный ответ – все эти фигуры – круги, а вот эта – квадрат, она отличается формой.
  • Даем несколько одинаковых по форме, но разных по размеру или  цвету фигур. Задание: «Раздели фигурки на группы. Почему ты так поделил?»
  • Выкладываем перед малышом несколько фигур. Задание: «Найди мне среди оставшихся в наборе (конструкторе) столько же квадратов, сколько на столе кругов. Теперь столько же треугольников»
  • Экспериментируем с формами, играя с плоским конструктором. Задание: «Сложи мне из маленьких квадратов большой. Из двух треугольников – один треугольник»
  • Возьмем несколько детских рисунков – дом, флажок, снеговик, елочка – то есть рисунок, на котором можно легко распознать геометрические формы и предложим «нарисовать» его имеющимися фигурками «Давай из наших фигурок, которые на столе, построим такой же домик (квадрат, сверху – треугольник), а рядом – снеговика (три круга).
  • Из конструктора с объемными блоками строим конструкции. Цель: познакомиться со свойствами объемных геометрических тел « Как ты думаешь, что будет, если сначала положить шарик, а сверху – кубик. Получится домик? Он будет стоять? Что будет, если на маленький кубик положить большой? Что будет, если на треугольник положить кубик? Как построить домик, чтобы он не развалился, что должно быть внизу, что – вверху?»
  • Играем в игрушки, предназначенные для развития пространственного мышления: геометрические головоломки, «геометрические формы», «Волшебную дощечку». Задание « Нарисуй с помощью палочек квадрат. А как можно из квадрата сделать два треугольника?»

Понятия величины

Знакомим с понятиями длины, объёмы, массы, сравниваем множества, формируем понятие о независимости числа от величины, пространственного расположения.

  • Выкладываем перед ребенком одинаковое количество предметов разного размера. Например. 5 больших и 5 маленьких кубиков в два ряда. Задание: «Как ты думаешь, каких кубиков больше? Вот этих, больших? Посчитай, сколько кубиков в обоих рядах? Поровну? Делаем вывод: «Количество не зависит от величины предмета»
  • Закрепляем понятия: много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Это можно делать с помощью специального материала (например, пуговиц, счетных палочек, шариков и т.д. разной длины и цвета), а можно – используя бытовые предметы. Например, можно малыша назвать предметы в комнате, которых много (книги), мало (стулья), один (диван).
  • Знакомим с понятиями «большой», «поменьше», «самый маленький», «короткий», «короче», «самый короткий» и т. д. Выкладываем перед малышом отрезки разной длины (вырезанные из бумаги, выложенные из мозаики, любого счетного материала) и просим найти самый большой отрезок, самый маленький и т. д. Затем выкладываем перед малышом новый отрезок – образец и просим найти среди оставшихся (или выложить самостоятельно) отрезок больше, меньше, такой же.
  • Можно измерять объемы воды, показать что такое литр, пол литра, но начать лучше просто со сравнения и счета сколько маленьких баночек воды поместится в большой. Возьмите большую банку, например на литр и стакан. Набираем воду стаканом из тазика, выливаем в банку и считаем. На банке, выливая каждый стакан, можно делать отметку и потом еще раз пересчитать их. В конце спросите, может ли вся вода из банки поместится в одном стакане.Пусть приходят звери и покупают — один стакан воды, 5 стаканов, 3 стакана. А ребенок продает и разливает каждому в бутылку или банку!

Ориентирование во времени и пространстве

Знакомим с понятиями слева - справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, сегодня - завтра - вчера, раньше – позже, днями недели, временами года, месяцами.

  • Учим различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Задание: «Что в нашей комнате находится сзади стола? Что сверху картины? Что снизу лампы?» Другое задание: «Поставь мишку сзади стула, но спереди дивана. Поставь зайчика сзади стула, но спереди мишки». Также работать с ориентацией в пространстве, вы можете, анализируя картинки в книгах.
  • Тем же целям прекрасно служат игры с мячом. Задание: «Брось мячик влево. Вправо. Подними вверх, опусти вниз, брось правой рукой, брось к моей левой ноге и т. д.»
  • Берем листок бумаги и любые плоские фигуры, например, пуговки. Задание: расположи 3 пуговки в верхнем левому углу. Затем еще три пуговки – под первым рядом. Еще три пуговки положи под листочком. Теперь две пуговки – справа от листочка. Последние положи в нижнем правом углу листочка». Задание может быть достаточно трудным, не забывайте хвалить малыша, и, если не получается, упрощать задачу и делать задание совместно.
  • Учим ориентироваться во времени. Играем в настольные игры на сбор карточек или пазлов соответственно времени года или суток. («Времена года», «Время суток») Другое задание: предлагаем ребенку ряд картинок, иллюстрирующих последовательность действий, но расположенных неверно и предлагаем разложить или пронумеровать правильно. Картинки могут иллюстрировать, например, обычное утро ребенка – проснулся, оделся, умылся, позавтракал. Картинки можно нарисовать самим, можно использовать рабочие тетради по математике, в которых обычно множество подобных заданий или соответствующие настольные игры («Забавные истории»)

Развитие логики

Задаем задачи на классификацию, анализ, синтез и т. д.

  • Играем в настольные игры на классификацию («Четвертый лишний»), анализ «живая и неживая природа», «Запоминайка».
  • Продолжаем игры на классификацию с помощью имеющихся игрушек – например, набора с плоскими геометрическими формами, пуговиц, бусин и т. д. разной формы, цвета, величины. Выкладываем перед ребенком группу предметов, которую целиком, без остатка можно поделить на несколько подгрупп (например, круги и квадраты, синие, желтые и красные бусины, пуговицы двух размеров) и просим: «Раздели на 2 ( 3) группы. По какому признаку ты это будешь делать?)
  • В классификации можно играть, деля предметы и явления по названию, размеру, цвету, форме, по любым признакам (например, какие деревья - лиственные, какие – хвойные, какие фрукты или ягоды – сладкие, какие – кислые, что происходит ночью, что – утром и т. д.)
  • Выкладываем перед малышом ряд одинаковых картинок, среди которых лишь одна отличается от других незначительной деталью (их можно нарисовать и самим, например, изобразить рожицы или фигурки – человечки с поднятыми вверх руками). Просим «Найди, какая лишняя. Почему?»
  • Выкладываем перед ребенком несколько предметов, имеющих одинаковый признак. Например, пять синих предметов: кружку, мяч, книжку, карандаш и т. д. Просим: «найди, что у них общего». Затем предлагаем, например, пять предметов разных цветов, но одной формы (квадратных) и опять просим найти общее между ними.