Логоритмика как эффективное средство коррекции речи

(из опыта реализации коррекционной программы  «Логоритмика» в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»)
Синякина Е.В., методист

В последнее время, к сожалению, увеличивается количество детей с различными патологиями, в том числе с нарушением речи. Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика).

В Отделе реабилитации МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара  педагогом Лучкиной С.С., дипломантом городского конкурс молодых педагогов системы дополнительного образования детей (2012г.), реализуется коррекционная дополнительная образовательная программа «Логоритмика». Программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 12 лет.

Занятия по данной программе находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика. Движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, внимания, координации движения. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы совершенствуют  движения артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а также стимулируют развитие мозга, соответственно и речи. 

Реализация программы «Логоритмика» способствует  коррекции заикания, развитию речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии,  снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей.

Программа направлена на  преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптацию ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В рамках программы педагогом решается  ряд учебных, воспитательных,развивающих и коррекционных задач.

Подробно остановлюсь на развивающих и коррекционных задачах. Это развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие двигательных умений и навыков; развитие способности ориентироваться в пространстве; развитие фонематического слуха; формирование навыков релаксации; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений; развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие творческих способностей в импровизации.

Педагог избирает комбинированный тип занятий. Основой всех методов и приемов обучения по программе «Логоритмика» является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).

Педагогом используются наглядные, словесные и практические методы.

  • Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
  • Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмыслению поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
  • Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Содержание каждого занятия программы напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма занятий в сочетании с широким использованием наглядного материала, подбираемого педагогом, стимулируют у воспитанников потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.

В основную часть каждого занятия педагогом  обязательно включаются упражнения:

  • на регуляцию мышечного тонуса;
  • на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
  • на развитие  мимических мышц;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие  чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации речи с  движением;
  • пение.

Музыкально-ритмические упражнения, используемые на занятиях,  направлены на формирование навыков  ритмичного движения в соответствии с характером музыки, на обучение менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки, на совершенствование  навыков основных движений (ходьбы, бега),  на обучение ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), на развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений с использованием мимики.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность, растягивает подъязычную связку (уздечку), обучает равномерному и продолжительному выдоху, отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, учит удерживать губы и язык в заданном положении, развивает силу выдоха, укрепляет мускулатуру языка и щёк, укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы.

Фонопедические упражнения укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания. Пениеспособствует формированию  умения петь протяжно, подвижно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, учит смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь мелодию, передавая характер музыки, петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя.

Игра на детских музыкальных инструментах приносит воспитанникам особое удовольствие.Дети учатся подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне, ксилофоне, маракасах.

Особая роль педагогом отводится коммуникативным играм и танцам, так как они развивают эмоциональность и позитивное самоощущение, что особенно важно для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.  А упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение.

На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особо важно поддерживать высокий уровень обратной связи со всеми воспитанниками.

Эффективность контроля за работой воспитанников в рамках программы «Логоритмика» достигается вербальным (похвалой, одобрением, рекомендациями, указанием на соответствие или, тактично, несоответствие образцу) и невербальным (взглядом, жестом) способами. Педагог во время занятия учитывает возрастные и индивидуальные психологические особенности воспитанников, своевременно осуществляя при необходимости психолого-педагогическую поддержку воспитанников.

Главным результатом реализации программы «Логоритмика»  является стабилизация или устойчивая положительная динамика общего физического и речевого развития воспитанников, которая фиксируется в их индивидуальных медицинских картах медико-психолого-педагогическим консилиумом.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий происходят позитивные перемены в функционировании различных систем организма ребенка: сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной и др.

Реализация программы также способствует совершенствованию  речи ребёнка, овладению им двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий, формированию умения преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, у детей формируется чувство общности в коллективе, что очень важно для воспитанников отдела реабилитации, так как они, как правило, не посещают детского сада.

В 2011-2012 учебном году воспитанники Отдела реабилитации, обучающиеся по программе «Логоритмика», стали дипломантами II степени Областного фестиваля детей и молодёжи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка»  в номинации «Театральное творчество».

Это свидетельствует о том,  что реализация коррекционной программы  «Логоритмика» МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» является эффективным средством коррекции речи у детей с ограниченными возможностями.

  Логоритмика как эффективное средство коррекции речи