Актуальные вопросы внедрения дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ОВЗ.

(Из опыта работы МБОУ ДОД  ЦВО «Творчество»  г.о. Самара)

Пономарева Татьяна Фараоновна,
методист Отдела реабилитации МБОУ ДОД
ЦВО «Творчество»  г.о. Самара

В последнее время после утверждения СФГОС в свете новой парадигмы образования встал вопрос о переработке дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на запросы детей с ОВЗ и нацеленных на инклюзию.

Особенно актуальна эта проблема для дополнительного образования.

Успешность людей с ограниченными возможностями в любых видах деятельности, относящихся к дополнительному образованию, гораздо выше, чем в общем образовании. Это обусловлено тем, что в дополнительном образовании есть возможность свободного выбора ребенком любимого дела; отсутствует жесткая регламентации образовательного процесса; программы составляются в соответствии с его  потребностями и возможностями.

У Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара (далее Центр) есть некоторый опыт работы в этом направлении.

Центр внешкольного образования  «Творчество» является многопрофильным комплексным образовательным учреждением дополнительного образования детей. Он удовлетворяет образовательные потребности личности в соответствии с её интересами и способностями средствами дополнительных образовательных программ различных направленностей и различного уровня реализации: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Цель образовательной деятельности ЦВО «Творчество» -  создание информационно-гуманитарной среды (ИГС), максимально благоприятствующей развитию и саморазвитию личности учащегося.

Для достижения поставленной цели в Центре собрана команда единомышленников – всего 179 человек: это не только педагоги, но и медицинский и административно-хозяйственный персонал. Из них 80,5% имеют квалификационную категорию, 55% - высшую.

Всего в Центре в текущем году 5 тысяч 257 учащихся, из них около 200 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В нем создана образовательная среда, способствующая социально-педагогической интеграции детей-инвалидов со здоровыми детьми, т.е. для организации совместной учебной и внеучебной деятельности детей здоровых и с ОВЗ.

ЦВО «Творчество»  имеет в своей структуре восемь подразделений (отделов): Художественный отдел; Организационно-массовый отдел; Отдел «Эстетика быта»; Технический отдел; Научно-методический отдел; Отдел дошкольного воспитания; Отдел реабилитации (отдел педагогической, психологической, социальной и медицинской реабилитации детей-инвалидов с нарушениями центральной нервной системы, психики и опорно-двигательного аппарата); Отдел «Подростковые клубы» (13 клубов по месту жительства).

Особенностью организации деятельности в ЦВО «Творчество» является то, что образовательный процесс в ЦВО «Творчество» осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • работа со здоровыми  детьми, подростками  и молодежью, в возрасте преимущественно от 4-х  до 18 лет (в отдельных случаях - до 23 лет);
  • работа с детьми, подростками  и молодежью с ограниченными возможностями (инвалиды детства и молодые инвалиды).
  • интегрированное обучение детей-инвалидов со здоровыми детьми.

Это стало возможным благодаря тому, что в 1992 году на базе Центра было открыто первое в Самарской области Областное инновационно-экспериментальное отделение социальной, педагогической, психологической и медицинской реабилитации детей и молодежи – инвалидов с нарушениями центральной нервной системы, психики, опорно-двигательного аппарата. Сейчас это Отдел реабилитации.

Отдел реабилитации выполняет следующие функции:

  • социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;
  • организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам социально-педагогической направленности;
  • логопедические занятия;
  • оказание психологической помощи учащимся и их родителям;
  • оказание психотерапевтической помощи учащимся;
  • восстановительное лечение (ЛФК, массаж, иппотерапия, канистерапия и др.);
  • организация социально-значимых массовых мероприятий для учащихся и их родителей (законных представителей);
  • оказание консультационной помощи родителям (законным представителям), педагогическим работникам города и области;
  • научно-методическое обеспечение образовательного, адаптационного и реабилитационного процесса,  создание банка современных отечественных и зарубежных методик реабилитации,
  • координация взаимодействия работников отдела со специалистами заинтересованных учреждений, в том числе высшей школы на основе социального партнерства.

В Отделе реабилитации Центра по дополнительным общеразвивающим  программам обучаются дети с различными видами ограничений по здоровью, а именно:

Виды нарушений Количество детей с ОВЗ по видам нарушений
в 2014-2015 уч.году
II – слабослышащие 3
IV – слабовидящие 4
VI - нарушения опорно-двигательного аппарата 25
VII – ЗПР 60
VIII – умственная отсталость (УО) 31
ЦНС (без инвалидности) 70
Другие 7
Итого: 200

В ЦВО «Творчество» достаточно хорошо отработано методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение образовательного процесса, а также организация процесса обучения и контроль качества получаемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в том числе и специальными, для детей с ограниченными возможностями и особенностями развития.

Но в свете новой парадигмы образования, нацеленной на инклюзию, в Центре, как и во всех образовательных учреждениях страны, остро встал вопрос о переработке дополнительных общеобразовательных программ. В помощь педагогам педагогическая наука предлагает  в основном алгоритмы создания индивидуальных программ для массовых школ. Для нашего Центра, где таких детей, напомню, около 200, это неприемлемо, так как данные программы, на наш взгляд громоздки, нечитабельны и, в принципе, прописать в программе ВСЕ - очень проблематично, так как работа с особенными детьми чаще всего ситуативна в силу многих факторов.

В силу особенности нашего учреждения Все аспекты работы с детьми с ОВЗ у нас прописаны в Программе деятельности Отдела реабилитации, в том числе и основные принципы педагогической работы с детьми с ОВЗ и инвалидами

  • опора на уровень развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и зону его ближайшего развития;
  • деятельностный подход к развитию личности ребенка в соответствии с его интересами;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.

В своей работе педагоги также придерживаются Рекомендаций по организации индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями в соответствии с диагностикой отклонений психического развития детей по Певзнер М.С.

Педагогическая реабилитация осуществляется через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в которых есть ссылка на Программу деятельности Отдела реабилитации по части социальной, психологической и медицинской реабилитации. Всего программ 27 (10 из них интеграционные) по следующим направленностям:

  • физкультурно-спортивная: детские объединения «Механотерапия», «Кинотерапия», «Иппотерапия», «ОФП», «Аэробика» – всего 20 групп;
  • социально-педагогическая: «Школа дошкольника «Радуга» (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изотруд); «Игротехника» – всего 10 групп;
  • техническая: «Информатика» – всего 4 группы;
  • художественная направленность: «Мастерская глиняной игрушки «Дымка», «Дизайн одежды», «Изотруд и конструирование», «Логоритмика»,  «Мастерская «Бисерные переливы», «Мастерская «Волшебный клубок» (вязание крючком и спицами),  «Дизайн трикотажной одежды – художественное машинное вязание", «Мозаика» (хореография). «Музыкальный театр «Веселая нотка»,  «Очарование» (вокал), «Мастерская деревообработки «Интерьер», «Мастерская «Уютный дом» (социально-бытовая ориентировка), «Мастерская поэзии «Настроение», «Мастерская чудес», «Цветы в доме»; «Аккордеон», «Фортепиано» – всего 56 групп.

Все группы заполнены, так что трудно выделить предпочтения учащихся относительно выбора тех или иных программ. Одновременно учащийся имеет право осваивать несколько программ, но не более трех. За годы обучения в нашем Центре учащийся имеет возможность попробовать себя во всех видах деятельности и выбрать свое любимое дело.

Кроме того, в рамках грантовых и программно-целевых проектов  реализуются краткосрочные образовательные, воспитательные, оздоровительные программы по заданным грантодателями условиям.

Опыт показывает, что такая система работы с детьми с ОВЗ и инвалидами эффективна. Это подтверждают достижения наших учащихся, которые можно рассматривать как результат обучения по дополнительным общеобразовательным программам. Наши учащиеся регулярно становятся победителями не только городских и областных конкурсов и соревнований, но и всероссийских и даже международных.

За последние 2 года трое наших выпускников получили Губернаторскую премию за творческую активность и высокие достижения в выбранном виде деятельности.

Косвенным подтверждением эффективности работы с особыми детьми в нашем Центре можно признать и отзыв Элизабет Браун, профессора педагогического университета г. Людвигсбург (Германия). Она проводила в нашем городе мастер-класс в рамках Международного научно-практического семинара «Культурно-досуговая работа как форма творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ». В нем были задействованы дети-инвалиды и их родители – учащиеся нашего Центра.  Заинтересовавшись хорошим уровнем подготовки наших детей, она посетила наш Центр и отметила, что, несмотря на довольно скромную по их меркам материально-техническую базу, мы занимаемся не структурированием досуга особых людей, как у них в городе, а введением их в продуктивную деятельность, способствующую интеграции в среду здоровых людей.

Творческая активность детей с ОВЗ и инвалидов нашего Центра широко освещается в СМИ, в периодической печати и на телевидении, что в значительной степени способствует привлечению особых детей к освоению дополнительных программ с учетом их интересов, способностей и возможностей.

Статьи об опыте работы в этом направлении печатаются в сборниках материалов различных конференций, как в издательствах г. Самары, так и в Оренбурге, Казани, Праге.

Центр «Творчество» г.о. Самара  стремится идти в ногу с современными тенденциями в области образовательной политики страны, в том числе и в отношении детей с ОВЗ и инвалидов, стараясь создать оптимальные условия для  решения задач по их адаптации, социализации, интеграции через реализацию дополнительных общеобразовательных программ.