Развиваем, играя: развитие речи дошкольника
Составитель: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»
«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д. Ушинский
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.
Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома или на прогулке. Они помогут малышу тренировать разговорный навык, увеличить словарный запас и учиться выражать свои мысли.
Предложенные ниже игры не только содействуют совершенствованию речи дошкольника, но и расширяют его знания об окружающем мире.
- Игра «Кто больше знает?»
Цель: развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
Вариант 1. Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
Вариант 2. Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.)
- Игра «День рождения»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Взрослый сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей он знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.
- Игра «Найди связь или что общего?»
Цель: развитие памяти, речи.
Вариант 1. Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
Вариант 2. Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.
- Игра «Кому что нужно?»
Цель: развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.
Взрослый сообщает, что в гости к малышу пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Ребенок подбирает инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.
- Игра «Звук заблудился»
Цель: развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).
- Игра «Словесное дерево»
Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
«Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.
- Игра «Угадай, кто ты?»
Цель: тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
- Я живое существо или нет? - Да
- Я большое или маленькое? - Маленькое
- Я живу в лесу или дома? - В лесу
- У меня перья или мех? - Мех
- Я зимой сплю? - Нет
- Я линяю? - Да
- У меня уши, какие? - Длинные
- Чем я питаюсь? - Корой, травой
- Я – Заяц? - Да.
Затем педагог меняется ролями с ребёнком.
- Игра в рифмы.
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, словотворчества.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
На берегу лежала гайка,
Рыбешку утащила -…(чайка).
Дымиться в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом -…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский -…(жук).
Темная настала ночка,
Засыпает моя -…(дочка).
Было мишке меду мало,
Пчелка показала -…(жало).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен -…(мир).
- Игра «Определения»
Цель игры: расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Вариант 1. Придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
Вариант 2. Обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).
- Игра «Путаница»
Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
Взрослый говорит, что из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд. (Билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (Сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (Труба)
Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (Стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (Песке)
- Игра «Найди маму малышу»
Цель: учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей с помощью суффиксов - онок, - енок, -ат, - ят; способствовать запоминанию названий животных и их детенышей.
Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п., - и отдельно картинки с изображением котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п. Детям предлагается найти маму малышу.
- Игра «Назови одним словом»
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации.
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
- Игра «Кто где живет?»
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
Карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый задаёт вопрос: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?». Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».
- Игра «Назови ласково»
Цель: учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пример: большое яблоко – маленькое яблочко…
- Игра «Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число существительных
Пример: груша–груши…
- Игра «Весёлый счёт»
Цель: учить детей согласованию существительного с количественными числительными.
Пример: одно яблоко – два яблока - …- пять яблок…
- Игра: «Подбери признак»
Цель: учить образовывать прилагательные.
Пример: яблоко (какое?) – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка» - яблочная….
- Игра «Подбери действие»
Цель: учить образовывать глаголы разного времени.
Пример: яблоко (что делает?) – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко (что делало?) – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать…
- Игра «Я знаю пять названий»
Цель: развитие памяти, быстроты реакции.
Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)