Социально значимая проектная деятельность
как инновационный способ организации образовательного процесса(из опыта работы МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»)
Синякина Е.В., заведующая Научно-методическим отделом;
Пономарева Т.Ф., методист Отдела реабилитации
В докладе научного сотрудника Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита Чупина В.Н. «Некоторые размышления по поводу трансформаций образовательной среды в российской школе» одной из главных причин кризиса российского образования называется качество организации образовательного процесса. «Кризис, как правило, вызывается отсутствием координации взаимодействия организационных культур», – утверждает докладчик.
Выходом из создавшейся ситуации он видит в том, чтобы все участники образовательного процесса (а это на современном этапе инее только образовательные учреждения, но и общественные, государственные и бизнес-структуры) признали приоритет личности в реализации качественного образования, а также партнерство как основу взаимодействия.
Все это касается и учреждений дополнительного образования.
В Центре внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара проектный и программно-целевой инновационные способы управления образовательной деятельностью осуществляется с 2000 года. Одним из путей формирования условий, отвечающим образовательным потребностям заказчика, - родителей, общества, государства - является социально значимая проектная деятельность. Она обеспечивает свершение ожиданий, адекватных ресурсам.
Это социально значимые проекты:
- Первый (2000) и Второй (2003) Всероссийский джазовый фестиваль «Клуб «Движение» встречает друзей»;
- Ежегодный (с 2000 г.) Областной фестиваль художественного, спортивного, прикладного и технического творчества молодежи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка».
- «От толерантности – к культуре мира» (профилактика молодежного экстремизма,2004 г.);
- «Bridge Site» (Всероссийский фестиваль джазового искусства -2005г.);
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Российский патриотизм. Истоки. Современность. Проблема возрождения и развития» (2005г.);
- “Мы за будущее – без экстремизма” (2006г.);
- «Тропа Здоровья» (2007);
- «Скажи с нами коррупции: «Нет!» (2008г.);
- Организация работы методических и творческих лабораторий по эффективным технологиям работы с молодёжью, попавшей в трудную жизненную ситуацию» (2008г.);
- «Четырехсторонний молодежный обмен в Польше «Творим вместе» (2010);
- Гражданская добровольческая акция «Молодые молодым» (цикл новогодних праздников для молодежи с ограниченными возможностями здоровья муниципальных образований Самарской области, 2011);
- «Своими руками» (под эгидой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,2011-2012г.);
- Городской конкурс юных поэтов для детей с ограниченными возможностями «Мне нравится стихами жить…» (в рамках Муниципального заказа Департамента образования Администрации городского округа Самара, 2012г.).
- Городской фольклорный праздник «Проводы Масленицы» (в рамках Муниципального заказа Департамента образования Администрации городского округа Самара, 2012г.).
- Городской конкурс прикладного творчества «Зимние узоры» (в рамках Муниципального заказа Департамента образования Администрации городского округа Самара, 2012г.).
- «Полезные каникулы» (2013).
Грантодатели, заказчики, исполнители и участники проектов отмечают их эффективность. Успешность реализации данных проектов объясняется личностным вкладом каждого в образующуюся деятельностную среду, обеспечивающую естественное взаимодействие всех со всеми.
В ходе реализации или иного проекта у воспитанников формируются необходимые компетентности, повышается уровень мастерства в выбранном виде деятельности, приходит понимание необходимости образования, выстраивается логика достижения жизненных целей. Сбываются его ожидания, транслирующееся в семью:
- Безопасность;
- Комфорт среды пребывания;
- Успешность образования и карьеры впоследствии;
- Возможность получения личного опыта успешности на фоне формирования многообразия связей;
- Повышение самооценки и социального статуса;
- Проектная деятельность ЦВО «Творчество» и достижения воспитанников освещаются средства массовой информации: газеты «Школьная жизнь» «В каждый дом», «Волжская коммуна», «За Самару», радиостанция «Голос Самары», телекомпании «Россия-Самара», Скат, ГИС.
Таким образом, решается главная цель новых образовательных стандартов – личностное развитие, причем не только воспитанника, но и всех субъектов образовательного процесса.
Как пример вышесказанному можно подробно остановиться на проекте «Своими руками» (2011-2012 г.). Проект «Своими руками» - одна из современных инновационных социальных технологий, способствующих раскрытию жизненных сил; саморазвития и самореализации личности и общества. Проект «Своими руками» был поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках конкурсного отбора проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций на предоставление гранта.
Приоритетное направление, по которому был заявлен Проект, - социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Проект «Своими руками» был реализован в течение года - с 1 апреля 2011 года по 31 марта 2012 года.
Реализации проекта способствовали совместные целенаправленные усилия следующих организаций и учреждений:
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявивший конкурс проектов;
Государственное учреждение Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики», поддержавшие проект и поручившееся за Заявителя и Исполнителя Проекта;
Городской спортивно-оздоровительный центр «Олимп», предоставивший свою базу для проведения летней профильной смены;
Молодежный оздоровительно-досуговый центр «Лесная сказка», предоставивший свою базу для проведения зимней профильной смены;
Некоммерческое Партнерство Содействия Социальным Программам «Партнерство Социальных Программ», выигравшее конкурс;
ЦВО «Творчество», на базе которого реализуется проект «Своими руками»;
Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара и др.
Целью проекта являлось создание условий для преодоления изолированности детей-инвалидов и их семей: образования новых социальных связей, формирования социальных и профессиональных навыков, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников – через реализацию программ профессиональной ориентации, отдыха и оздоровления.
Структурно данный проект состоит из 3 групп мероприятий:
1 группа - мероприятия по формированию знаний, умений и навыков целевой группы по прикладному, техническому творчеству: регулярные занятия участников проекта с педагогами Центра по прикладному и компьютерному творчеству, а также занятия с психологом.
2 группа - мероприятия по развитию навыков самопрезентации, взаимодействия, общения, построению партнерских отношений, бытовых умений, самообслуживанию, подготовке к рыночным отношениям: летняя профильная смена, в рамках которой участники проекта оздоравливались и получали навыки взаимодействия, работы в команде, самопрезентации, презентации своих работ; получили представление о различных аспектах устройства на работу, ведению деловых переговоров и др.
3 группа - мероприятия по оценке результатов собственной деятельности участников проекта: участие в Городских и учрежденческих выставках-продажах работ участников проекта.
Для достижения цели были запланированы и реализованы основные мероприятия, представленные в таблице ниже:
Название мероприятия | Срок исполнения |
Организация и проведение презентации проекта | апрель 2011 |
Организация и проведение занятий по образовательным программам для детей-инвалидов | апрель 2011-март 2012 |
Организация и проведение летней оздоровительной лагерной смены для детей-инвалидов | август |
Организация и проведение зимней оздоровительной лагерной смены для детей-инвалидов | январь |
Организация и проведение информационной поддержки Проекта | апрель 2011 – март 2012 |
Организация и проведение итоговой весенней ярмарки–продажи изделий, созданных детьми-инвалидами за период обучения по программам и за период оздоровительных смен. | март 2012 |
Разработка и издание сборника по обобщению опыта реализации проекта. | март 2012 |
Дополнительные образовательные программы, реализованные в проекте «Своими руками», направлены на профессиональную ориентацию детей с учетом их способностей и возможностей. Они учат объединять внутренние мотивы активности личности и пространство реальной жизни.
Практические навыки бисероплетения (ДОП «Мастерская «Бисерные переливы»), ручного и машинного вязания (ДОП «Мастерская «Волшебный клубок»), изготовления глиняной игрушки (ДОП «Мастерская глиняной игрушки «Дымка»), пошива костюмов для собак (ДОП «Дизайн и проектирование костюмов для собак»), навыки в сфере компьютерного дизайна (ДОП «Дизайн и полиграфия»), а также знакомство с окружающим миром и социально-бытовая ориентировка (ДОП «Мастерская «Уютный дом») повышают шансы детей с ограниченными возможностями здоровья на более успешную адаптацию в обществе.
Если результатом проекта «Своими руками» стали изделия декоративно-прикладного творчества, то результатом проекта «Мне нравится стихами жить…» стал сборник стихов участников. Насколько значим это проект для его участников можно понять из отрывка стихотворения «Респект» Сережи Анохина:
Передаю респект всем, кто в меня верил.
Вам респект,
Ведь без поддержки весомой
Я, может, и не стал бы
Таким, какой сейчас есть.
Не читал бы перед микрофоном
Именно этот и именно свой текст.
Для меня важно то, что в меня верят.
И именно поэтому
Вам респект!
Реализация социально значимых проектов отвечает главной идее соответствующих государственных целевых программ – учить детей, подростков и молодежь активно участвовать во всех сферах общественной жизни, удовлетворять свою потребность в самореализации, социализации и интеграции в общество, стремиться к экономической независимости в условиях рыночной экономики.