Педагогический проект как инструмент для воспитания чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны
Пономарева Татьяна Фараоновна, педагог дополнительного образования,
методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»
Синякина Елена Владимировна, заведующий научно-методическим отделом,
методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»
В современном обществе наблюдается тревожная озабоченность духовным обнищанием личности. Чтобы исправить ситуацию, в России были введены новые образовательные стандарты, в основе которых главным является развитие личности.
Исходя из обобщённого определения этого понятия, личность - это человек, реализовавший себя с возможной полнотой, осуществивший и сумевший гармонизировать отпущенные ему природой, обществом и историей потенциалы развития - индивидуальные и социальные.
Одним из способов познания человеком окружающего мира и самого себя, который во многом способствует его духовной эволюции, является исследовательская деятельность.
Психологи утверждают, что на развитие человека влияет более 200 факторов. Фактором № 1 является умение читать, которое помогает постичь окружающий мир. К сожалению, проблемы чтения встали в один ряд с важнейшими государственными задачами. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением.
Чтобы мотивировать воспитанников детских объединений ЦВО «Творчество» «взять книгу в руки» был разработан педагогический проект «Все мы родом из детства». Целью проекта является создание условий для развития духовно-нравственной личности обучающегося средствами исследовательской деятельности. Задачи проекта:
- Обучить исследовательским технологиям воспитанников;
- Организовать прочтение и исследование произведений писателей-земляков о детстве.
- Провести презентацию исследовательских работ обучающихся.
Следовательно, объектом исследовательской деятельности обучающихся в рамках проекта может быть литературное наследие наших земляков с мировой известностью - Н.Г. Гарина-Михайловского, М. Горького, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, 130-летие которого широко отмечается в 2013 году, в частности их произведения о детстве, потому что, по словам Антуана де Сэнт-Экзюпери, «все мы родом из детства». [1]
Знакомство с самарским периодом их жизни и творчества послужит мощным инструментом для воспитания чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны. Круг читательских интересов воспитанников помогут расширить также исследования литературных предпочтений будущих писателей.
Возрождение престижа чтения как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны.
Естественной составляющей частью исследования творчества писателей-земляков является краеведческая деятельность. Актуальность краеведения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. «Краеведение способно помочь восполнить тот нравственный вакуум, о котором так много говорят, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому». [2]
Воспитанники ЦВО «Творчество» исследуют также вопрос о том, как посещение литературного музея детьми и подростками влияет на их читательскую активность.
Суть проекта «Все мы родом из детства» в том, что в рамках разнообразных форм образовательной работы обучающиеся выполняют исследовательские работы в различных областях технических, гуманитарных наук; краеведческой и музееведческой деятельности. Юным исследователям могут быть предложены такие темы, как:
- Влияние окружения писателя в детстве на развитие его творческих способностей и литературной деятельности;
- Влияние посещения литературных музеев на читательскую активность.
- Игры и забавы литературных героев автобиографических повестей писателей-земляков.
- Русские народные игры и забавы в г. Самара.
- Достижения технического прогресса в литературном произведении.
- Литературные предпочтения будущих писателей-земляков
С целью активизации социально значимой деятельности воспитанников информация о ходе реализации проекта будет размещена на сайте ЦВО и в СМИ.
План реализации проекта
Наименование этапов, мероприятий | Сроки начала и окончания | Ожидаемые итоги |
---|---|---|
Организационный этап | ||
Разработка и размещение информационных и сопроводительных документов проекта на сайте. | Сентябрь 2013 | Пресс-релиз, информационные письма, материалы для сайта ЦВО «Творчество» |
Презентация проекта | Октябрь 2013 | Количество участников – не менее 100 человек |
Основной этап | ||
Семинар для воспитанников «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся». | Октябрь 2013 | Количество участников - 60 человек |
Организация экскурсии в МБУК г.о. Самара «Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького» | Ноябрь 2013 | 25 человек |
Консультирование в рамках исследовательской деятельности обучающихся, совершенствование работ. | Декабрь 2013 | 25 человек |
Интерактивные чтения
|
январь-март 2014 | 60 человек |
Редактирование. Подготовка и издание сборника лучших исследовательских работ |
апрель 2014 | Около 30 стр Тираж 10 экз. |
Презентация сборника на сайте ЦВО «Творчество» | ноябрь 2014 | Сборник размещен на сайте ЦВО «Творчество» |
Педагогический проект «Все мы родом из детства» находится на основном этапе реализации. Исполнители проекта могут констатировать всплеск интереса к чтению произведений писателей-земляков, особенно после посещения музея-усадьбы А.Толстого.
Таким образом, реализация педагогического проекта «Все мы родом из детства» способствует формированию духовно зрелой, образованной и социально значимой личности, ее гражданской и нравственной позиции; воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие малой родины и страны через возрождение престижа чтения.
Список использованной литературы
- [1] Антуан де Сэнт-Экзюпери. Маленький принц, М.: Знание, 1991. 208 с.
- [2] Фокеев В.А. Возрождение библиотечного краеведения // Сов. библиотековедение.- 1990.- № 4.- С. 45-46.