Городская конференция «Социальная инклюзия: методология, практика, исследования» 29.04.2015

Городская конференция «Социальная инклюзия: методология, практика, исследования»

29.04.15г. в ЦВО «Творчество» прошла городская конференция «Социальная инклюзия: методология, практика, исследования»

Городская научно-практическая конференция «Социальная инклюзия: методология, практика, исследования» состоялась по инициативе Департамента образования г.о. Самара и МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь».

В работе конференции приняли участие представители Департамента образования г.о. Самара, зав. кафедрой психологии образования ПГСГА, преподаватель кафедры педагогической и прикладной психологии СФ ГБОУ ВПО МГПУ, зав. лабораторией психологии общения и развития речи МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара», доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы СЮИ ФСИН, администрация и специалисты (педагоги доп. образования, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, методисты) МБОУ ДОД ЦВО «Творчество», МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь», ДОУ, МБОУ, МБОУ ДОД г.о. Самара, ГБС (К) ОУ школы-интерната «Преодоление»,  Самарской Вальдорфской школы.

Участники конференции обсудили широкий круг вопросов:

  • основные аспекты модернизации системы дополнительного образования детей в условиях реализации инклюзивного подхода;
  • проблемы инклюзивного образования на разных образовательных ступенях;
  • актуальные аспекты подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования;
  • основные направления внедрения технологий инклюзивного образования в образовательных организациях Октябрьского и Промышленного районов г.о.Самара;
  • проблемы интеграции детей с ОВЗ средствами дополнительного образования и др.

Работа конференции началась с пленарного заседания, а затем продолжилась в секциях:

  • «Дополнительное образование в условиях инклюзивного подхода». Руководитель: Архангельская Ирина Владимировна, заместитель директора МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь» г.о.Самара. На секции обсуждались актуальные проблемы работы ПДО, учителей-дефектологов с детьми с ОВЗ в рамках реализации инклюзивного подхода; проблемы разработки индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ; функции тьютера в социальной инклюзии детей с РАС; особенности социализации дошкольников с ОВЗ и технология развития речи детей с нарушением зрения с помощью программного обеспечения «Комфорт-Лого».
  • «Технологии инклюзивной практики в образовании» Руководитель: Сирик Ирина Юрьевна, методист МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь» г.о.Самара. В докладах участников данной секции особое внимание было уделено логопедической составляющей инклюзивного образования и формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, а также использованию ИКТ и элементов эвритмии в процессе реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.
  • «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Руководитель: Добровидова Наталья Александровна, к.психол.н., старший преподаватель кафедры педагогической и прикладной психологии СФ ГБОУ ВПО МГПУ; методист МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь» г.о.Самара. Выступавшие обсудили эффективные технологии работы с родителями, проблемы комплексной реабилитации и интеграции детей с РАС, синдромом Дауна, а также проблемы использования информационно-компьютерных технологий в инклюзивном образовании.

По окончании работы  в секциях присутствующие посетили мастер-классы:

  • «Развитие психически функций у обучающихся с ОВЗ средствами машинного вязания» (ведущие педагоги дополнительного образования Юсупова Валентина Владимировна, Шадрина Татьяна Владимировна);
  • «Развитие личности детей с ОВЗ средствами изобразительного искусства» (ведущий педагог дополнительного образования Володина-Качура Ольга Владимировна);
  • «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник и материалов в «Мастерской чудес»» (ведущий педагог дополнительного образования Щипова Ольга Леонидовна).

После завершения мастер-классов специалисты приняли участие в работе итогового круглого стола, на котором в результате плодотворной практико-ориентированной дискуссии была принята заключительная резолюция.

Участники конференции в ходе круглого стола охарактеризовали как позитивные результаты реализации инклюзивного подхода к образовательному процессу в г.о. Самара. Присутствующие сошлись во мнении о том, что инклюзивное образование является важнейшим условием для более широкой социальной инклюзии. Социальная инклюзия в широком смысле этого слова представляет собой демократическую акцию включения ребенка с особыми образовательными потребностями в социальную среду с целью вовлечения его в социокультурный процесс и обеспечения его успешной жизненной самореализации.

Присутствующие подтвердили необходимость регулярного проведения подобных конференций с целью трансляции передового опыта использования технологий инклюзивного образования, реализуемых в образовательных организациях г.о. Самара.

Участники конференции констатировали, что социальная инклюзия детей с особыми образовательными потребностями в г.о. Самара осуществляется в соответствии с федеральной программой «Доступная среда» на разных образовательных ступенях (в ДОУ, школах, учреждениях доп. образования).

Учреждениям дополнительного образования отводится особая роль в процессе социальной инклюзии, так как именно центры внешкольной работы предоставляют детям с особыми образовательными потребностями не только дополнительные образовательные возможности, но и способствуют активному включению обучающихся в культурно-досуговую и общественно значимую деятельность, что особенно важно для полноценной реализации принципов социальной инклюзии.

Реализация инклюзивной практики в образовательных организациях г.о. Самара способствует формированию у обучающихся:

  • позитивной самоидентичности;
  • позитивного видения своего будущего;
  • навыков толерантного мышления и конструктивного взаимодействия;
  • а также формированию комплекса навыков, которые составляют психосоциальную компетентность детей и подростков и являются значимыми для их дальнейшего профессионального и жизненного самоопределения.

Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений практической реализации задач дальнейшего развития и совершенствования  инклюзивного образования, как востребованной формы инновационного образования в России, и выработали рекомендации по дальнейшему развитию процесса социальной инклюзии в образовательных учреждениях г.о. Самара.

Для усиления эффективности процесса социальной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в г.о. Самара необходимо:

  • повысить качество подготовки педагогических кадров по овладению психолого-педагогическими технологиями инклюзивного образования в рамках проведения методических семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов и т.д.;
  • активизировать деятельность специалистов по разработке программ инклюзивного обучения;
  • разнообразить формы и методы работы с родителями с целью активного вовлечения их в образовательно-воспитательный и коррекционно-реабилитационный процесс;
  • усилить взаимодействие специалистов высшей школы и специалистов-практиков;
  • продолжить работу по созданию непрерывного образовательного пространства посредствам организации кластерной формы обучения, нацеленной на выработку и реализацию единой образовательной стратегии по принципу «ДОУ - МБОУ - ДОД - учреждения профессионального образования»;
  • развивать систему учреждений дополнительного образования, направленную на привлечение обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов, одаренных школьников, детей мигрантов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, музыкальной, художественно-эстетической, естественно-научной и технической деятельностью, что крайне необходимо для их полноценной социальной интеграции;
  • продолжить работу по реорганизации образовательного процесса в каждой  образовательной организации в соответствии с принципами инклюзивного образования, Федеральной целевой программой «Доступная среда», ФГОС и СФГОС  образования на основе анализа образовательной ситуации;
  • активизировать сотрудничество со СМИ с целью разъяснения основополагающих принципов инклюзивного образования и важности их использования в образовательно-воспитательном процессе с целью гуманизации образовательной среды.

Возврат к списку


Поделитесь ссылкой с друзьями: