«Модель взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности»

Научный руководитель: Калинина Л.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета художественного образования ПГСГА

В 2011-2012 учебном году ЦВО «Творчество» получил статус городской экспериментальной площадки.

Актуальность эксперимента

К проблеме взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности проявляли особое внимание видные деятели российской и зарубежной психолого-педагогической науки.

Ключевой у них является мысль о том, что понимание собеседника, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов общения – это одно из важнейших качеств, которыми необходимо обладать человеку XXI века. Таким образом, заявленная нами проблема является  актуальной и требует пристального внимания со стороны методической службы, руководств и педагогического коллектива каждого образовательного учреждения.

Цель экспериментальной работы: выявить педагогические условия обучения, способствующие решению задач развития коммуникативных навыков детей и подростков, разработать личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых в целях  повышения эффективности образовательной деятельности и апробировать ее на практике.

Гипотеза экспериментального исследования

Мы предположили, что в ходе эксперимента вокруг субъектов образовательной деятельности сформируется безопасная психологическая атмосфера, повысится уровень освоения предметных компетентностей. Эффективность образовательной деятельности в условиях образовательного учреждения будет повышаться, если:

  • будут разработаны программы обучения конструктивному общению детей «Школа общения «Диалог» и взрослых «Школа общения «Диалог+»;
  • будет осуществляться обучение взрослых взаимодействию с детьми согласно личностно-ориентированной модели;
  • будет реализовано обучение воспитанников методам конструктивного общения с взрослыми;
  • будет проводиться мониторинг уровня предметных компетентностей воспитанников, степени удовлетворенности качеством образовательных услуг, детско-родительских отношений и др.

В ходе реализации программ «Школа общения «Диалог» и «Школа общения «Диалог+» наблюдались позитивные изменения во взаимоотношениях детей и взрослых. По наблюдениям родителей, успеваемость ребят по многим дисциплинам повысилась.

На констатирующем и на контрольном этапах эксперимента проводилась оценка знаний воспитанников по дополнительным образовательным программ.

Оценка знаний воспитанников экспериментальной группы на период окончания эксперимента: низкий уровень – 3 чел., средний уровень - 82 чел., высокий – 39 чел, очень высокий – 15 чел.

Оценка знаний воспитанников контрольных групп на период окончания эксперимента: низкий уровень – 4 чел., средний – 99 чел., высокий –27 чел., очень высокий – 9 чел.

Таким образом, можно сделать следующий ВЫВОД - Гипотеза экспериментального исследования нашла подтверждение на практике: вследствие создания безопасной психологической атмосферы посредством реализации программы «Школа общения «Диалог» в среде субъектов образовательной деятельности экспериментальной группы повысился уровень освоения предметных компетентностей.

В 2012-2013 учебном году ЦВО является городской стажировочной площадкой на тему «Модель взаимодействия детей и взрослых в целях повышения эффективности образовательной деятельности», в рамках которой педагогические работники обучаются взаимодействию  с  воспитанниками и их родителями средствами конструктивного общения с целью  повышения качества образовательного процесса.