Позитивное взаимодействие детей и взрослых в процессе «соавторства» читателя и писателя

Пономарева Т.Ф., методист ЦВО «Творчество»

Одной из ведущих ценностей современного общества является образование, которое человек получает дома, в детском саду, в школе и т.д. На конференции в Москве, прошедшей 03 октября 2013 года был прочитан цикл лекций «Прогнозы про угрозы». Профессор, заместитель научного руководителя ВШЭ, эксперт Совета по внешней и оборонной политике Любимов Лев Львович в лекции «Останется ли РФ образованной страной?» сказал: «Колоссальнейший, катастрофический провал школьного образования России состоит в том, что в пятый класс наши дети входят едва ли не лучшими в мире, а из девятого – едва ли не худшими. И главный отрицательный показатель – это текстонепонимание. Они не понимают текста, поэтому и не читают. Они не понимают любой текст, в том числе и математический». Чтобы исправить ситуацию, в России были введены новые образовательные стандарты, в основе которых главным является развитие личности. Психологи утверждают, что на успеваемость ученика и его развитие влияет более 200 факторов. Фактором № 1 является все-таки умение читать, которое помогает постичь окружающий мир и способствует самоанализу, самосознанию, самоопределению и самореализации личности.

Так что чтение - самое главное учение, которое к тому же способно минимизировать одну из вечных проблем человечества - конфликт «отцов и детей». Ведь  удовлетворенность жизнью чаще всего складывается из их отношений.

Дети обладают энергией, свежими эмоциями, легко вписываются в новые реалии, но часто подвергают себя различным опасностям, игнорируя жизненный опыт взрослых, запечатленный также и в художественной литературе. Даже президент сказал: «Давайте список создадим, а то они ничего не читают». Но профессор  Любимов Лев Львович утверждает, что они ничего не читают, потому что текстов не понимают. Смысл литературы для помощи в развитии личности состоит в том, чтобы у ребёнка возникло чувство переживания, чтобы он прожил жизнь Татьяны, Онегина, Раскольникова, Болконского, чтобы он прожил их жизни. Вот в чём смысл. Когда я начинаю понимать другого, во мне возникает человек»

Одним из способов формирования человека,  его позитивного эмоционального настроя на взаимодействие с другими является совместное чтение.

Как учить чтению, чтобы ребенок полюбил книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее его развитие?

Наука о формировании читателя и практика работы с детской книгой убедительно объясняют и доказывают, что любого ребёнка нужно научить рассматривать детскую книгу, если учитель или родитель хочет её прочитать с детьми, обучая их при этом всем действиям и приемам, необходимым для вдумчивого, развивающего чтения. Ведь любая книга тем именно и занимательна, что она дает возможность читателям самостоятельно и серьезно настроиться на предстоящее им сложное занятие - восприятие того, о чем и как расскажет книга, и на обдумывание воспринятого после чтения - в расчете на себя. (Тебе нравится? Поделись, что ты понял? Как ты поступил бы в данной ситуации? Какую картину себе представил? Как ты проиллюстрировал бы текст? И т.д.)

Рассматривание книги до чтения, - это важнейший прием, определяющий для каждого ученика его личную заинтересованность в том, что ему предстоит читать. Оно позволяет ребёнку в силу своих возможностей подготовиться к предстоящей беседе с книгой, то есть еще до чтения возбудить в нем необходимые эмоции, оживить в памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но, все-таки, заданный жизнью свой собственный опыт, касающийся того, о чем пойдет речь в книге. Иными словами,  использовать чтение книги как инструмент для осмысления реальности.

Так готовя детей к сочинению «Моя семья», я принесла в класс несколько книг о детстве:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Все мы родом из детства…»
  2. Гарин-Михайловский. Детство Темы
  3. Горький М. Детство.
  4. Толстой А. Детство Никиты
  5. Толстой Л. Детство
  6. Гайдар Аркадий. Чук и Гек.

Рассматривая их, дети обращали внимание на название, автора, год издания, количество страниц, содержание, предисловие или послесловие. Зачитав отрывки из книги М. Горького и А. Толстого, дети сумели сделать вывод, что детство бывает разное: радостное, светлое и трудное, «горькое». Выбирая для коллективного чтения книгу А.Толстого, я предложила задуматься, почему именно эту. Что связывает нас, жителей Самары, с этим именем? (Музей, игровая программа с Буратино) Какое событие в культурной жизни Самары произошло на прошедшей неделе (открытие скульптуры Буратино)?

"Установка скульптуры приурочена к 130-летию со дня рождения Алексея Толстого, которое празднуется в этом году. В Самаре писатель провел свои детские годы", - сказала директор Самарского литературного музея Людмила Савченко.

Памятник создавался по подобию главного героя советского фильма "Приключения Буратино". Дмитрий Иосифов, сыгравший главную роль в этом фильме, присутствовал на открытии композиции. Автор памятника - тольяттинский скульптор Степан Корслян. Композиция выглядит следующим образом: бронзовый "Буратино" стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног - большая книга.

Следующий этап – совместное чтение книги: попеременно взрослым и детьми. Или сослаться: мне завтра некогда, прочитай, пожалуйста, и расскажи мне – так интересно узнать, что будет дальше. Это отличный способ познать внутренний мир ребенка и, если нужно, опосредованно скорректировать его, анализируя ситуацию или чувства героя: У кого была подобная ситуация в жизни? Кто испытывал подобные чувства в других ситуациях? Если обратиться к повести «Детство Никиты», это чувство страха перед неизвестным, таинственным; перед дракой с другими детьми; ожидание чуда, первой влюбленности и т.д. Как поступил герой? Как можно было бы поступить?

Именно в личном осмыслении — оценке или хотя бы в изложении прочитанного, услышанного состоит сотворчество читателя и писателя и налаживание позитивного взаимодействия детей и взрослых. Если предвосхищение содержания текста, задаст сам текст, учителю не надо вмешиваться в процесс восприятия. А если текст как бы обрывается, предлагая читателю новую линию повествования или новый взгляд на то, что происходит, учитель должен вопросом заставить детей включить воображение, прежде чем они начнут читать. Тогда начинающий читатель охотно станет не только запоминать, но и переживать события, о которых идет речь в книге, привыкая обдумывать текст до, в процессе и после его чтения. Умная книга пробуждает умную мысль, рождает умную идею - а что дальше с этой мыслью делать? Воплотить в жизнь!

Чтобы чтение книги зафиксировалось в памяти, необходимо актуализировать для ребенка полученную информацию, углубить его эмоциональное восприятие не только содержания книги, но и всего, что с ней связано. В связи с данной книгой – посещение экскурсионной программы Самарского литературного музея А. Толстого.  Литературная игра-приключение "Тайна бронзовой вазочки" познакомит  с мемориальной квартирой и литературной экспозицией музея, а также повестью А.Н. Толстого "Детство Никиты". Дети участвуют в разгадке ребусов и кроссвордов по сказкам, находят клад, получают призы.

Посещение музея – это специально созданная педагогическая ситуация, при которой формируется абстрактно-понятийное мышление, осваивается культурное пространство, создаются условия для решения большого комплекса проблем воспитания и развития личности ребенка – культурного, социального, нравственного, утилитарного (сдача ЕГЭ) плана. Оно активизирует процессы профессионального самоопределения, формирования мотивации к обучению, познанию, сплочения семьи или классного коллектива и т.д.

Итак, литературный музей – это один из способов воспитания любви к книгам. «Любите книгу - она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». М. Горький

  Позитивное взаимодействие детей и взрослых в процессе «соавторства» читателя и писателя