Проект «Своими руками»

как одна из современных инновационных социальных технологий

Пономарева Т.Ф., методист Отдела реабилитации МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара

С 1 апреля 2011 года по 31 марта 2012 года на базе ЦВО «Творчество» был реализован проект «Своими руками».

Проект «Своими руками» был поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва), в рамках конкурсного отбора проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций на предоставление гранта.

Реализации проекта способствовали совместные целенаправленные усилия следующих организаций и учреждений:

  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявивший конкурс проектов;
  • Государственное учреждение Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики», поддержавшие проект и поручившееся за Заявителя и Исполнителя Проекта;
  • Городской спортивно-оздоровительный центр «Олимп», предоставивший свою базу для проведения летней профильной смены;
  • Молодежный оздоровительно-досуговый центр «Лесная сказка», предоставивший свою базу для проведения зимней профильной смены;
  • Некоммерческое Партнерство Содействия Социальным Программам «Партнерство Социальных Программ», выигравшее конкурс;
  • ЦВО «Творчество», на базе которого реализуется проект «Своими руками»;
  • Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара.

Проект «Своими руками» - одна из современных инновационных социальных технологий, способствующих раскрытию жизненных сил; саморазвития и самореализации личности и общества.

Приоритетное направление, по которому был заявлен Проект, - социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Целью проекта являлось создание условий для преодоления изолированности детей-инвалидов и их семей: образования новых социальных связей, формирования социальных и профессиональных навыков, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников – через реализацию программ профессиональной ориентации, отдыха и оздоровления.

Структурно данный проект состоит из 3 групп мероприятий:

  • 1 группа - мероприятия по формированию знаний, умений и навыков целевой группы по прикладному, техническому  творчеству: регулярные занятия участников проекта с педагогами Центра по прикладному и компьютерному творчеству, а также занятия с психологом.
  • 2 группа - мероприятия по развитию навыков самопрезентации, взаимодействия, общения, построению партнерских отношений, бытовых умений, самообслуживанию, подготовке к рыночным отношениям:  летняя профильная смена, в рамках которой участники проекта  оздоравливались и получали навыки взаимодействия, работы в команде, самопрезентации, презентации своих работ; получили представление о различных аспектах устройства на работу, ведению деловых переговоров и др.
  • 3 группа - мероприятия по оценке результатов собственной деятельности участников проекта: участие в Городских и учрежденческих выставках-продажах работ участников проекта.

Для достижения цели были запланированы и реализованы основные мероприятия, представленные в таблице ниже:

Название мероприятия Срок исполнения
1 Организация и проведение презентации проекта апрель 2011
2 Организация и проведение  занятий по образовательным программам для детей-инвалидов апрель 2011 – март 2012
3 Организация и проведение  летней оздоровительной лагерной смены для детей-инвалидов август
4 Организация и проведение  зимней оздоровительной лагерной смены для детей-инвалидов январь
5 Организация и проведение информационной поддержки Проекта апрель 2011 – март 2012
6 Организация и проведение итоговой весенней ярмарки–продажи изделий, созданных детьми-инвалидами за период обучения по программам и за период оздоровительных смен. март 2012
7 Разработка и издание сборника по обобщению опыта реализации проекта. март 2012

Организация и проведение презентации проекта. Презентация является лучшим инновационным способом распространения информации о новом начинании, в нашем случае - социальном проекте. Организация и проведение презентации проекта - одно из самых значимых и ответственных мероприятий для устроителей, так как восприятие заинтересованных кругов часто бывает многозначным, противоречивым, взаимоисключающим.

На первом этапе подготовки презентации проекта «Своими руками» была сформулирована цель - информирование будущих участников проекта, деловых кругов, общественности, СМИ о проекте, отвечающем интересам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование положительного отношения и заинтересованности у лиц, которые могут оказать материальную и моральную поддержку проекту.

На втором этапе составлен приблизительный список заинтересованных частных лиц и представителей организаций, которым был разослан пресс-релиз проекта.

Пресс-релиз
НПСП «Партнерство социальных программ» под эгидой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе ЦВО «Творчество» г.о. Самара реализует проект
«СВОИМИ РУКАМИ».

Проект направлен на социальную реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта: создать условия для преодоления изолированности детей-инвалидов и членов их семей путем образования новых социальных связей, формирования социальных и профессиональных навыков, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников через реализацию программ профессиональной ориентации, отдыха и оздоровления.

В рамках проекта проводятся следующие мероприятия:

  • Обучение детей с ограниченными возможностями и их братьев/сестёр в возрасте от 7 до 18 лет по социально-реабилитационным программам: «Мастерская глиняной игрушки «Дымка»; «Мастерская «Бисерные переливы»; «Мастерская «Волшебный клубок» (ручное и машинное вязание); «Мастерская «Уютный дом» (социально-бытовая ориентировка); «Дизайн и проектирование костюмов для собак»; «Компьютерное творчество»;
  • Летняя профильная смена (18 дней) на базе лагеря «Лесная сказка»;
  • Зимняя профильная смена (12 дней) на базе лагеря «Лесная сказка».

Продолжительность и срок реализации проекта: май 2011г. – март 2012г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
состоится 13 апреля 2011г. в 15.00 в актовом зале ЦВО «Творчество».

Приглашаются все заинтересованные физические и юридические лица.
Более подробную информацию можно получить у руководителя проекта
Поветкиной Светланы Борисовны.

Контактный тел.:  (846) 995-29-78; Факс:  (846) 995-29-79
Наш адрес: Самара, ул. Красных коммунаров, 5,
ЦВО "Творчество" г.о. Самара

Далее был разработан план проведения презентации проекта «Своими руками»:

  1. Встреча приглашенных на презентацию в фойе Центра «Творчество» (с участием ростовых кукол).
  2. Выставка работ воспитанников Центра в сопровождении экскурсовода.
  3. Проведение презентации:
    • вступительное слово руководителя НП ССП «ПСП» Королевой О.Е.;
    • электронная презентация Проекта «Своими руками». Докладчик Поветкина С.Б.;
    • выступления педагогов, руководителей мастерских: Шадриной Т.В., Гмызовой Н.В., Ананьевой О.Н., Шайхуллиной Н.К., Абрамовой А.Е.,  Юсуповой В.В.
  4. Выступление представителя Центра «Семья».
  5. Заключительное слово руководителя Проекта Поветкиной С.Б.

Об успешном проведении презентации свидетельствует тот факт, что цель презентации и проекта в целом была достигнута.

На презентации присутствовали 97 человек.

Были преодолены возможные риски, прогнозируемые Исполнителем.

На отсутствие интереса кандидатов в участники проекта к предлагаемой программе ссылались прежде всего руководители общественных организаций (около 90%), работающие с инвалидами. Они отмечали,  что инвалиды могут только пассивно потреблять, развлекаться и отдыхать и не горят желанием активно участвовать в трудовой деятельности, что у них отсутствует потребность в самореализации.  Около 60% родителей, напротив, заинтересовались этой программой. С остальными родителями велась разъяснительная работа по привлечению к проекту.

Отсутствие заинтересованности у здоровых братьев и сестер детей-инвалидов в совместных занятиях по прикладному и техническому (компьютерному) творчеству не выявлено. Здоровые дети охотно взаимодействовали на уровне сотворчества не только со своими братьями и сестрами, но и с другими детьми-инвалидами.

Боязнь родителей отпускать детей одних в выездные лагеря для участия в первом базовом мероприятии «Летняя оздоровительная смена» наблюдалась в 95% случаев. Психологом, педагогами была проведена работа по позитивному настрою родителей на расширение круга общения их детей, на проверку способности детей проявлять самостоятельность в вопросах самообслуживания, умения ориентироваться в незнакомой обстановке под квалифицированным присмотром педагогического и медицинского состава Исполнителей Проекта. Для особо сомневающихся (около 25%) были изысканы дополнительные средства для организации совместного отдыха родителей и детей. Результат деятельности по Проекту превзошел ожидания Заказчика и Исполнителя в плане энтузиазма, эмоционально-возвышенного настроения целевой группы Проекта.

В результате была набрана целевая группа проекта: 34 ребенка-инвалида, 6 здоровых братьев и сестер и др.

Организация и проведение занятий по образовательным программам для детей-инвалидов. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в социальной адаптации. Под социальной адаптацией мы понимаем меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации во взрослой жизни.

Одним из средств успешной социализации детей с ОВЗ является реализация программ профессиональной ориентации в инклюзивном пространстве. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с ОВЗ модель полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми учебной деятельности, при продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, к проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

Формирование у участников проекта «Своими руками» - детей с ОВЗ и их здоровых братьев и сестёр - социальных и профессиональных компетенций помогает решить им серьезную жизненную проблему выбора будущей профессии. Для детей с ОВЗ эта проблема встает особо остро, так как их стартовые возможности, как правило, ниже, чем у здоровых сверстников. Следовательно, это требует создания специальных условий для их обучения.

Дополнительные образовательные программы, реализованные в проекте «Своими руками», направлены на профессиональную ориентацию детей с учетом их способностей и возможностей. Каждая из шести программ включает в себя учебно-тематический план, краткое содержание занятий, методические материалы к занятиям и рассчитана на аудиторию детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Форма освоения программ – групповая, по 6-7 человек (инклюзивная). Срок реализации – 32 часа (2 академических часа в неделю).

Практические навыки бисероплетения (ДОП «Мастерская «Бисерные переливы»), ручного и машинного вязания (ДОП «Мастерская «Волшебный клубок»), изготовления глиняной игрушки (ДОП «Мастерская глиняной игрушки «Дымка»), пошива костюмов для собак (ДОП «Дизайн и проектирование костюмов для собак»), навыки в сфере компьютерного дизайна (ДОП «Дизайн и полиграфия»), а также знакомство с окружающим миром и социально-бытовая ориентировка (ДОП «Мастерская «Уютный дом») повышают шансы детей с ограниченными возможностями здоровья на более успешную адаптацию в обществе.

Занятия по программам учат объединять внутренние мотивы для активности личности и пространство реальной жизни. Многие дети так втянулись в учебную деятельность по программам, что готовы были заниматься ежедневно с утра до вечера. После проведенной с ними воспитательной работы они получили представление о трудовом законодательстве, рабочем регламенте, режиме труда и отдыха как для детей, так и для педагогов.

Чтобы закрепить результаты обучения по программам, педагоги привлекли детей к участию в восьми выставках декоративно-прикладного искусства в рамках Районного Фестиваля детского творчества «Мир, в котором я живу»; Городского Праздника цветов 26 августа; Дня города 29 мая; XIV городского фестиваля «Мир, в котором я живу-2012»; Городского фольклорного праздник для детей с ОВЗ «Проводы Масленицы» 21 февраля 2012г.; Областного конкурса детского творчества «Моё любимое животное - 2011»; XI Областного фестиваля художественного, спортивного, прикладного и технического творчества молодежи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка-2011» 21 декабря 2011г.; Выставки-продажи 31 марта 2012г. Охват посетителей выставок исчисляется не одной тысячей человек.

Из 40 участников проекта на выставках 22 человека получили Диплом участника; 5 - Диплом лауреата, 4 - Диплом I степени, 5 - Диплом II степени; 4 - Диплом III степени. Это позволило детям повысить самооценку и статус в глазах товарищей и близких.

Представленные на выставках работы участников Проекта оказали большое воспитательное воздействие и на здоровых детей, посетителей выставок, побуждая их к действию в освоении декоративно-прикладного искусства: «Если такую красоту может создать человек с ограниченными возможностями, то и я смогу».

Сопровождение работы групп по реализации программ осуществлял психолог, который посещал занятия, давал рекомендации педагогам, проводил индивидуальные консультации и занятия с участниками проекта и их семьями, выявлял предпочтения к тому или иному занятию, с которыми дети определились к концу реализации проекта. Все это способствовало повышению уровня обученности детей и их готовности к адаптации и социализации в обществе.

Организация и проведение летней оздоровительной лагерной смены для детей-инвалидов. Базовое мероприятие - летняя профильная смена - проводилось в Городском спортивно-оздоровительном центре «Олимп», который находится в приближенном к общественному транспорту месте. Это давало возможность родителям навещать детей, наблюдать за их физическим
и эмоциональным состоянием.

За время летней профильной смены продолжительностью 18 дней отдохнули 40 человек, из них 34 ребенка-инвалида и 6 их здоровых братьев и сестер.

К деятельности по проекту при проведении базового мероприятия было привлечено 10 педагогов-волонтеров.

Жизнедеятельность участников летней оздоровительной смены осуществлялась по программе, утвержденной директором НП ССП «ПСП» Королевой О.Е.

В рамках летней оздоровительной смены было проведено 17 запланированных массовых мероприятий: Открытие смены «Город мастеров»; Вечерняя шоу-программа «Крутее крутых»; Познавательно-развлекательная программа «Жители зеленого царства, лесного государства»; Шоу-программа «Рекорды Гиннеса»; Шоу-программа «Праздник цветов»; Шоу-программа «Золушка Олимпа»; Шоу-программа «Цирк Шапито собирает друзей»; Шоу-программа «Самара –многонациональная семья» (концерт детского народного творчества); Шоу-программа «Сказочная викторина» - загадки, инсценировки, сказочный кроссворд; Награждение победителей Конкурсной программы «Самый-самый» и «Веревочный курс» Подготовка номеров к концерту, посвященному «Дню семьи» (создание необычных семей); Шоу-программа «В гостях у матушки природы»; Шоу-программа «Знай правила движения, как таблицу умножения»; Шоу-программа «Добры молодцы и красны девицы»; Клуб симпатий «Лучший друг»; Презентация коллекций костюмов отрядов «Индейские племена»; Поиск «сокровищ» - «Сундук мертвеца»; Шоу программа «Звездный час».

Дети начинали готовиться к мероприятиям на мастерских в первой половине дня: изготавливали изделия, атрибуты, реквизиты для вечерних мероприятий.

Послеобеденное время было посвящено спортивным играм и соревнованиям: футбол, пионербол, спортивные эстафеты. В них с большим энтузиазмом участвовали все без исключения дети.

Вечером перед тематическим мероприятием организовывались выставки изделий, изготовленных на мастерских (всего 17 выставок). Дети внимательно отслеживали, есть ли на выставке их поделки, любовались своей работой, поправляли, если было надо. Такое трепетно уважительное отношение детей к своему труду дает надежду на положительный эффект обучения по краткосрочным дополнительным образовательным программам: в перспективе они продолжат свои занятия прикладным и техническим творчеством и после окончания Проекта, став воспитанниками ЦВО «Творчество».

Этому во многом способствовали разнообразные методы и приемы работы с целевой группой: познавательно-развлекательные мероприятия; деловые и ролевые игры; аркадные игры; конкурсы и соревнования; дискотеки; практические и теоретические занятия; тренинги; прогулки и экскурсии и др.

Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что летняя профильная смена в лагере «Олимп» способствовала оздоровлению участников проекта по всем объективно возможным критериям, отмеченным в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней и физических повреждений».

Проведение мероприятий способствовало:

  • быстрому установлению общности детей с ОВЗ, здоровых детей, педагогов-волонтеров, что активизировало процесс формирования у них коммуникативных компетенций; адаптации и социализации детей в данном социуме. Об этом свидетельствуют отзывы детей, родителей и педагогов-волонтеров, как устные, так и письменные;
  • созданию ситуации успеха: авторы лучших работ награждались грамотами на вечерних линейках;
  • созданию социально-реабилитационной среды, комфортной для детей.
    Целевая группа проекта принимала участие в мероприятиях всего лагеря. Дети с ОВЗ при поддержке своих братьев и сестер, соревнуясь в конкурсах со здоровыми детьми, получали призовые места: I место в конкурсной программе «Инсценированная сказка»; I место в конкурсе на звание «Мисс-Олимп»; III место в конкурсе на звание «Мистер-Олимп»; III место по стритболу в рамках спартакиады МАОУ ДОД ДЮЦ «Олимп»; III место по футболу МАОУ ДОД ДЮЦ «Олимп». Социальный статус детей с ОВЗ укреплялся на глазах у 140 здоровых детей и взрослых;
  • физическому оздоровлению детей. Мониторинг уровня ориентации воспитанников на здоровый образ жизни показал положительную динамику.

Самый объективный критерий эффективности педагогической и реабилитационной деятельности Грантополучателя и Исполнителя проекта «Своими руками» - удовлетворенность родителей и детей жизнью в лагере.

Наглядным фактом оценки летней профильной смены в лагере «Олимп» служат многочисленные положительные отзывы родителей.

Отзыв Анохиной Светланы Митрофановны: «Мой сын, Анохин Сергей, как участник проекта «Своими руками» в августе 2011 года отдыхал в лагере «Олимп». Поначалу я не хотела отпускать сына одного в лагерь. Боялась, что он не сможет себя нормально обслужить, ведь дома он мало самостоятельности проявляет. Привык, что его постоянно опекают, хотя ему уже 16 лет. Также у Сергея есть проблемы со здоровьем. У него замедленная речь с детства (брадилалия), что сразу выделяет его из окружающих и создает трудности в общении с людьми. Принять участие в проекте и поехать в лагерь убедила меня педагог Пономарева Татьяна Фараоновна, у которой Сергей занимался в течение двух лет в детском объединении «Словесник», и которая знала способности и возможности моего сына. Оказалось, что сын довольно быстро привык к новой обстановке, распорядку дня, к новым людям.

Все дни пребывания в лагере были заполнены у детей какой-либо деятельностью… Сергею понравилось танцевать на дискотеке, общаться с новыми людьми, делать поделки.

Со слов преподавателей, они остались довольны поведением сына. И ему очень понравилось в лагере. Скучать ему не пришлось.

Дома Сергей с гордостью показал грамоты: за актерское мастерство в номинации «Сказочная страна»; за участие в фестивале «Самара многонациональная» в номинации «Поэзия».

Я очень довольна, что был организован проект. Это шанс для детей- инвалидов раскрыть себя и расширить круг своих знакомств. Мне же стало понятно, что нельзя удерживать сына только в семье, под постоянным контролем. Нужно, чтобы он учился общаться в коллективе и умел оценивать
себя со стороны, делая определенные выводы по своему поведению».

Отзыв Морозовой Татьяны: «Как здорово, что существуют такие проекты. Ведь это очень важно для ребенка, его социализации и самореализации. В проекте «Своими руками» у моего брата Ивана Морозова открылось множество новых талантов. Он проявил себя как актер, певец, прикладник, дрессировщик собак, спортсмен. Удивительно, но он не боится выступать, сделать что-то неправильно, наоборот, он стал смело заявлять о себе и выступать на публике. Раньше он предпочитал промолчать и не проявлять инициативы, а теперь в команде не боится брать на себя роль капитана, Ваня так искренне радуется каждому новому успеху, терпеливо преодолевая все трудности, встречающиеся на пути.

Особую благодарность хочется выразить преподавателям, их мастерству, терпению, доброте, великодушию. Они в каждом ребенке видят индивидуальность, заинтересовывают так, что ребенок с огромным удовольствием бежит на занятия.

На мой взгляд, такие проекты необходимы детям с ограниченными возможностями, они способствуют их развитию, становлению личности».

Организация и проведение зимней оздоровительной лагерной смены для детей-инвалидов. Зимняя профильная смена как второе базовое мероприятие проекта «Своими руками» проводилась в Молодежном оздоровительно-досуговом центре «Лесная сказка», расположенном в 80 км от Самары. Немногие родители смогли сопровождать детей и навещать их в лагере. Следовательно, дети находились в ситуации большей личностной свободы, с одной стороны, и более тесного общения друг с другом и педагогами - с другой: кругом сосновый бор, в котором есть дикие звери и охотники; мороз - 10-20°… И хотя территория лагеря была безопасной, ощущение необычности, «экстремальности» сплотило коллектив так, что 12 дней отдыха были прожиты на одном дыхании.

Режим дня был составлен с учетом особенностей зимнего сезона. На час позже был назначен подъем. Давалось больше времени на одевание и раздевание для посещения столовой и игр и занятий на свежем воздухе. Режим дня и программа мероприятий выполнялись с охотой, без всякого принуждения или самопринуждения. Конечно, были два мальчика14 и 18 лет, которые прежде чем пойти на занятие или мероприятие упирались: «Я не хочу. У меня не получится». Но… мягкое подбадривание педагога, воспитателя или товарища – и подростков было уже не увести с занятия: все получалось, все удачно складывалось.

Непринужденному общению в лагере способствовало то, что дети и педагоги были уже знакомы по летней оздоровительной смене, и знали достоинства друг друга. Вот например, какое поздравление сочинили ребята своему товарищу:

Наш именинник Артем Пушкарский -
Родился в морозный день январский.
В свои 15 лет он проявляет интеллект,
А также – мужество и волю.
Он учится отлично в школе,
В шашки и шахматы играет,
В турнирах Международных побеждает.
Он на коньках, как ветер, мчится -
Неплохо всем бы поучиться.
И в теннис, и в футбол играет.
Стать архитектором мечтает.
Артем! Тебя мы поздравляем!
Тебе удачи мы желаем
И выражаем свой респект!!!
Мы верим, парня ждет успех!

Мелкие конфликты решались быстро и незамедлительно, потому что все были друг у друга на виду.

Программа зимней профильной смены была насыщенна и разнообразна и гибко корректировалась в соответствии с жизненными реалиями: из-за погоды (мороз, ветер) могли меняться день, время или место проведения мероприятий.

Организация и проведение информационной поддержки проекта «Своими руками». Средства массовой информации как эко-система оказывают прямое влияние на формирование позитивного общественного отношения к людям с ОВЗ, опосредованное воздействие на семью; создают условия для поддержания инициативы самой семьи в психолого-педагогической и социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. За информационной поддержкой проекта «Своими руками» исполнители проекта обратились в 5 телекомпаний и 7 газет, разослав по редакциям пресс-релиз. Из них откликнулись 3 телекомпании и 2 газеты.

Информационная поддержка самарских СМИ и интернет-сайтов способствовала повышению самооценки и социального статуса участников проекта «Своими руками». Так 18.08.2011г. в газете «Волжская коммуна» была опубликована статья Евгения Сямина «Пушистая терапия» о положительном влиянии кинотерапии на здоровье участников проекта, занимающихся по программе «Дизайн и проектирование костюмов для собак». Мария Колосова 25.08.2011 г. в «Самарской газете» в статье «На «Олимпе» здоровья» написала о базовом мероприятии проекта «Своими руками» - летней оздоровительной смене в спортивно-оздоровительном центре «Олимп». «Дети-инвалиды, участники проекта «Своими руками», показали свои таланты на «Зимней сказке», - написала Татьяна Пашинская в статье «Творчество без границ». («Волжская коммуна». 22.12.2011. Рубрика «Образование»). О зимней профильной смене в лагере «Лесная сказка» написаны статьи Ирины Медведевой «Семейная сказка» («Волжская коммуна» 19.01.2012г.) и Марии Колосовой «Остров рукотворных сокровищ» («Самарская газета»01.02.2012г.).

По самарскому телевидению были показаны репортажи о летней профильной смене проекта «Своими руками» в Городском спортивно-оздоровительном центре «Олимп» в передачах «Новости Губернии» на телеканале «Губерния» (17.08.2011г.); «События» на телеканале «ГИС Самара» (17.08.2011г.); «Вести Самара» на телеканале «Россия» (18.08.2011г.) Информация о мероприятиях проекта была выложена и на интернет-сайтах:

  • Пресс-релиз XI Областного фестиваля художественного, спортивного, прикладного и технического творчества молодежи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка-2011», в рамках которого проводилась выставка работ участников проекта «Своими руками». 19 декабря 2011. 10:52. Интернет портал для людей с ограниченными возможностями здоровья dislife.ru;
  • Анализ работы XI Областного фестиваля художественного, спортивного, прикладного и технического творчества молодежи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка-2011». 23 декабря 2011 17:03. Интернет портал для людей с ограниченными возможностями здоровья dislife.ru;
  • Пресс-релиз и отчет о работе XI Областного фестиваля художественного, спортивного, прикладного и технического творчества молодежи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка-2011» 21 и 25 декабря 2011г. Сайт ЦВО «Творчество»: cvo-samara;
  • Самарских детей-инвалидов готовят к самостоятельной жизни 19.01.2012г. Интернет-портал для людей с ограниченными возможностями здоровья dislife.ru.

Информационное обеспечение проекта «Своими руками» и мероприятий областного и городского уровня, в которых задействованы участники проекта, позволило в очередной раз привлечь внимание широкой общественности, региональных и муниципальных властей к проблемам социально незащищенных слоев населения, в частности детей с ОВЗ, и способах их решения.

Организация и проведение итоговой весенней выставки–продажи изделий, созданных детьми-инвалидами за период обучения по социально-реабилитационным и оздоровительным программам. Завершающим мероприятием проекта «Своими руками» стала выставка- продажа изделий, созданных детьми-инвалидами за период обучения по социально-реабилитационным и оздоровительным программам.

Цель выставки-продажи - актуализировать для семей, имеющих детей с ОВЗ, один из способов повышения материального достатка, приобретения экономической независимости в условиях рыночной экономики через презентацию и реализацию изделий декоративно-прикладного искусства, созданных участниками проекта «Своими руками».

Достижению этой цели способствовал весь комплекс мероприятий по проекту. В частности реализация социально-реабилитационных программ, которые направлены на воспитание практичной личности, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. В содержание программ включены темы: Составление карт себестоимости готовых изделий. Виртуальная закупка необходимых материалов. Стоимость и реализация изделий, изготовленных своими руками (сувениров, аксессуаров) и т.п.

Участники выставки получили представление об организационно- хозяйственных операциях, совершаемых с целью получения прибыли:

  • закупочная деятельность (материально-техническое обеспечение);
  • логистика;
  • сбытовая деятельность.

Они увидели, что покупатели различаются по уровню доходов, интересам, социальному положению, возрасту, национальности, культуры, обычаям, привычкам, характеру и т.д. Соответственно у них неодинаковые требования к изделиям, формам и методам их продажи.

На выставке было представлено около 200 изделий, в том числе и те, которые дети отказывались продавать, предпочитая оставить их себе или подарить друзьям и родственникам (около 60 изделий). Ассортимент изделий довольно разнообразен: брелки, цветы, панно с фигурками героев сказок из бисера, вязаные чехлы для сотовых телефонов, салфетки, головные уборы, шарфы, ажурные шали, варежки, юбки, топики, жилеты,  блузы, пуловеры, платья, театральная игрушка на руку, игрушки вязаные, из глины, меховые, в технике макрамэ; пояса, панно, бижутерия и др.

Для исполнителей проекта было важно продемонстрировать детям и членам их семей, что результат их труда и творчества востребован обществом и имеет спрос.

Выставка-продажа позиционировалась как социальная акция, в которой приняли участие около 200 человек: родители воспитанников ЦВО «Творчество», учащиеся общеобразовательной школы №153, жители близлежащих домов, приглашенные представители общественных организаций и СМИ.

В результате было продано около половины представленных поделок и изделий. Особым спросом пользовались изделия из бисера, макрамэ, театральные куклы на руку, костюмы и игрушки для собак.

Посетителям выставки настолько понравились изделия и качество их исполнения, что привычно жалостливое или опасливое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья сменилось на заинтересованное и уважительное. Удовлетворение получили все: дети и родители, педагоги, посетители выставки. Прав был великий русский педагог Д. Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Заключение. Деятельность по Проекту способствовала частичному решению актуальных проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в частности детей с ограниченными возможностями (инвалидами):

  • созданы условия для преодоления социальной изолированности молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
  • предоставлен квалифицированный кадровый состав по работе с детьми-инвалидами и их здоровыми братьями и сестрами, использующий современные технологии и учитывающий ожидания молодых людей;
  • созданы условия для формирования позитивного отношения к традиционным семейным ценностям.

В целях отслеживания эффективности деятельности по проекту был проведен мониторинг:

  • личностного роста участников проекта «Своими руками»: ориентации на здоровый образ жизни; толерантности, нравственной воспитанности.
    (Тест–анкета «ЗОЖ». Методика Гудзимы Е.В., Черняевой В.И.; Тест межличностной толерантности. Методика Доминика де Сент Марса; Тест "Нравственная воспитанность детей и подростков". Методика Гудзима Е.В.);
  • обученности («Уровень обученности воспитанников». Методика Юсуповой В.В.)
  • комфортности образовательной среды («Изучение удовлетворенности воспитанников и их родителей условиями и качеством образовательного процесса». Методика Андреева В.А., модификация Пономаревой Т.Ф.)

Результаты мониторинга показали положительную динамику всехизмеряемых параметров, что позволяет сделать вывод об успешном решении задач проекта, а именно:

  1. Реализованы программы профессиональной ориентации, отдыха и оздоровления целевой группы проекта в соответствии с современными технологиями работы и ожиданиями молодых людей;
  2. Стал выше уровень ориентации членов семей, имеющих детей-инвалидов, на здоровый образ жизни, что, безусловно, будет способствовать укреплению физического, психического (психологического), духовно-нравственного, социального здоровья целевой группы проекта.
  3. Повысилась мотивация членов семей, имеющих детей-инвалидов, на сотрудничество с педагогами по максимальному развитию потенциала детей-инвалидов в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Кроме того, созданы предпосылки для решения материальных проблем семьи. Повысились морально-психологические ресурсы семьи, благодаря налаживанию контактов между семьями с аналогичными проблемами, с педагогами и т.д. Благодаря психолого-педагогическому сопровождению семьи родители получили специальные знания для выявления и оценивания задатков ребенка, формирования его адекватного отношения к своему дефекту, навыков реагирования на отношение окружающих; информацию о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с той или иной патологией; опыт предоставления ребенку соответствующего обучения, профориентации на последующую трудовую деятельность.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что проект «Своими руками» создал оптимальные условия для воспитания, обучения и социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Сборник материалов по обобщению опыта реализации проекта «Своими руками» дает возможность использования его без особых временных и интеллектуальных затрат в деятельности соответствующих специалистов и организаций, так как является целостной программой социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ.

Большое удовлетворение от проекта получили не только дети и родители, но и специалисты и волонтеры, реализующие проект. А все вместе очень благодарны Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, давшему возможность реализации проекта «Своими руками». Это отвечает главной идее соответствующих государственных целевых программ - подготовке сознания общества и самих инвалидов к тому, что они могут не только пассивно потреблять, но и активно участвовать во всех сферах общественной жизни, удовлетворять свою потребность в самореализации, социализации и интеграции в общество.