«Формирование толерантности в межличностных и межнациональных отношениях»
Сквозная дополнительная образовательная программаАвтор-составитель: Черняева В.И
Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Данная программа – одна из попыток, которую делают авторы, чтобы ответить на вопрос о том, как сформировать у воспитанников СЦВО "Творчество" важнейшее качество личности современного человека – толерантность.
Цель курса – скорее практическая. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитанник осознал проблему понимания именно как проблему, требующую чуткости и большого интеллектуального такта, научился останавливаться там, где все, на первый взгляд, очевидно, и лишь потом пытался медленно и осторожно преодолевать образовавшийся зазор.
Данная программа может реализовываться в любом образовательном учреждении, она - определенный ориентир.
Программа вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента воспитанников и от уровня их понимания проблемы толерантности и отношения к ней.
Цель программы
Цель программы: воспитание детей подросткового и юношеского возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.
Задача педагога, реализующего программу, состоит в том, чтобы воспитанники осознали значимость проблемы формирования у них толерантной личности, и важность сформированности у них установки на восприятие людей, отношение к ним и взаимодействие с ними в процессе общения на основе таких личностных качеств, как эмпатия (сопереживание), доброжелательность, аутентичность (равнозначность), терпимость, чуткость.
Одной из главных задач программы является преодоление иллюзии очевидности, когда мы подменяем другого собой и «ставим зеркала вместо окон», в тысячный раз наблюдая свое отражение. Это умение остановиться, всмотреться в раскинувшийся вокруг культурный ландшафт и удивиться яркости и многообразию окружающего тебя мира является первым и, видимо, наиболее трудным шагом в формировании homo intellegens, человека культуры, «человека понимающего».
Формирование готовности быть толерантным по отношению к себе и к окружающим людям включает следующие три элемента:
- психологическая готовность — представляет собой осознание окружающей действительности и своего места в обществе и системе общественных отношений, понимание значимости признания окружающих такими, какие они есть, развитие эмпатических свойств на основе умений поставить себя на место другого человека, формирование позитивного отношения к людям различной национальности;
- теоретическая готовность — характеризуется системой знаний воспитанника об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, знаниях о себе, своем месте и роли в социальной действительности в процессе взаимодействия с разными людьми или группами;
- практическая готовность — обеспечивается включением подростков в процесс обучения конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов насилия, в процесс формирования социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения слушать и понимать других людей, их взгляды, суждения обычаи, в процесс развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, в процесс обучения межкультурному пониманию.
Психолого-педагогические средства, которые можно использовать в ходе реализации программы: тренинговые занятия, лекции, занятия - npaктикумы, дискуссии, диалоги, ролевые и имитационные игры, упражнения, предполагающие образную связь и обмен чувствами, организацию рефлексии «здесь и теперь».
Учебно-тематический план
№ | Название занятия | Организационная форма занятия | Количество часов |
1. | Что такое толерантность | Тренинговое занятие | 1 час |
2. | Виды толерантности | Дискуссия | 1 час |
3. | Толерантная и интолерантная личность | Тренинговое занятие | 1 час |
4. | Агрессивное поведение - основная причина формирования интолерантной личности | Дискуссия | 1,5 часа |
5. | Толерантность в общении | Тренинговое занятие | 1,5 часа |
6. | Учимся толерантности | Мини-игры | 5 игр по 1 часу |
7. | Подведение итогов | Дискуссия | 1 час |
Итого: | 12 часов |
Приложение 1.
Занятие "Что такое толерантность?
Цель занятия: сформировать у воспитанников понятие толерантности.
1. Разминка. Предлагается три варианта разминки, педагог выбирает по своему усмотрению.
1-й вариант:
Ведущий предлагает ряд утверждений, которые участники группы оценивают по трехбалльной шкале:
«да» - 3 балла;
«нет» - 2 балла;
«не могу ответить или сомневаюсь» - 1 балл.
- Если педагог излагает свою точку зрения, я никогда с ней не соглашусь.
- Решая проблему, я всегда полагаюсь только на себя, и не буду советоваться ни с кем.
- Я всегда избегаю споров и дискуссий.
Подсчитывается общее количество баллов, набранное группой по каждому из предложенных утверждений, и ведущий предлагает желающим прокомментировать полученные результаты. Здесь необходима не адресная оценка, а общие выводы, так как именно они дают понятие об общих социальных установках у детей.
2-й вариант:
В виде разминки может выступить процедура «Расскажи мне о себе».
Каждый кратко расскажет о себе и попытается сформулировать свою основную идею или позиции по вопросу воспитания молодежи.
3-й вариант:
Предполагается протестировать группу по методике Френкеля-Брунсвика на определение общих социальных установок детей.
Методика включает 7 утверждений, диагностирующих различные социальные установки у детей. Испытуемые должны выразить свое согласие или нет с каждым утверждением.
Существует только один правильный путь сделать что-нибудь | да | нет |
Если человек никого не боится, он может попасть в неприятную историю. | да | нет |
Было бы лучше, если бы учителя были построже. | да | нет |
Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье . | да | нет |
Девочки должны изучать только то, что поможет им в домашних делах | да | нет |
Где-нибудь на Земле всегда будет идти война: это часть человеческой природы. | да | нет |
Все главные качества даны человеку от природы. | да | нет |
Применение этой методики для диагностики толерантности оправдано тем, что (как показано в работах Френкель – Брунсвик) общие социальные установки у детей коррелируют с уровнем их толерантности по отношению к другим группам.
После проведения тестов выясняются общие социальные установки группы, на основании чего педагог может планировать свою дальнейшую работу с группой.
2. Основное содержание занятия
Ведущий раздает всем участникам группы две карточки:
Толерантность – это… Толерантная личность – это …
Каждый участник должен их заполнить, высказав свое мнение.
Поскольку понятие толерантности не однозначно для каждого человека, мы получим различные представления о том, что такое толерантность и что собой представляет толерантная личность.
Получив карточки, ведущий зачитывает все варианты определений, и участники группы делятся на микрогруппы (на основе сходства взглядов). Следующий этап работы — каждая микрогруппа обосновывает свое понятие толерантности и толерантной личности.
Сформулированные понятия записываются на доске (два, три и т. д., в зависимости от количества микрогрупп).
Начинается процесс обсуждения, в ходе которого ведущий ставит следующие вопросы:
- Можно ли дать одно определение понятию толерантность?
- Что объединяет все предложенные определения?
- Чем отличаются предложенные определения?
- Как вы представляете себе толерантного человека?
- Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют интолерантную личность?
Ведущий, подводя итог обсуждению, предлагает определения толерантности и толерантной личности.
Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Толерантная личность - это личность, у которой сформирована установка на восприятие, отношение и действие в окружающей социальной действительности и в отношении с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, адекватная конфронтация и самопознание.
3. Домашнее задание
Подумать над предложенным определением и подходом. Если они принимаются, то суметь обосновать все «за», если не принимаются — все «против».
Занятие заканчивается рефлексией «здесь и теперь».
4. Вопросы для рефлексии
- Вы познакомились с разными понятиями толерантности. Какое вызвало у вас наибольший отклик и почему?
- Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось в ходе занятия?
- Какая позиция, прозвучавшая на занятии, оказала на вас самое сильное впечатление?
- Воспитанники заполняют анкету "День за днем" или "Мнение", данные в приложение 1 к данному пособию.