«Формирование толерантности в межличностных и межнациональных отношениях»

Сквозная дополнительная образовательная программа

Автор-составитель: Черняева В.И

Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Данная программа – одна из попыток, которую делают авторы, чтобы ответить на вопрос о том, как сформировать у воспитанников СЦВО "Творчество" важнейшее качество личности современного человека – толерантность.

Цель курса – скорее практическая. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитанник  осознал проблему понимания именно как проблему, требующую чуткости и большого интеллектуального такта, научился останавливаться там, где все, на первый взгляд, очевидно, и лишь потом пытался медленно и осторожно преодолевать образовавшийся зазор. 

Данная программа может реализовываться в любом образовательном учреждении, она - определенный ориентир.

Программа вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента воспитанников и от уровня их понимания проблемы толерантности и отношения к ней.

Цель программы

 Цель программы: воспитание детей подросткового и юношеского возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.

Задача педагога, реализующего программу, состоит в том, чтобы воспитанники осознали значимость проблемы формирования у них толерантной личности, и важность сформированности у них установки на восприятие людей, отношение к ним и взаимодействие с ними в процессе общения  на основе таких личностных качеств, как эмпатия (сопереживание), доброжелательность, аутентичность (равнозначность), терпимость, чуткость.

Одной из главных задач программы является преодоление иллюзии очевидности, когда мы подменяем другого собой и «ставим зеркала вместо окон», в тысячный раз наблюдая свое отражение. Это умение остановиться, всмотреться в раскинувшийся вокруг культурный ландшафт и удивиться яркости и многообразию окружающего тебя мира является первым и, видимо, наиболее трудным шагом в формировании  homo intellegens, человека культуры, «человека понимающего».

 Формирование готовности быть толерантным по отношению к себе и к окружающим людям включает следующие три элемента:

  • психологическая готовность — представляет собой осознание окружающей действительности и своего места в обществе и системе общественных отношений, понимание значимости признания окружающих такими, какие они есть, развитие эмпатических свойств на основе умений поставить себя на место другого человека, формирование позитивного отношения к людям различной национальности;
  • теоретическая готовность — характеризуется системой знаний воспитанника об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, знаниях о себе, своем месте и роли в социальной действительности в процессе взаимодействия с разными людьми или группами;
  • практическая готовность — обеспечивается включением подростков в процесс обучения конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов насилия, в процесс формирования социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения слушать и понимать других людей, их взгляды, суждения обычаи, в процесс развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, в процесс обучения межкультурному пониманию.

Психолого-педагогические средства, которые можно использовать в ходе реализации программы: тренинговые занятия, лекции, занятия - npaктикумы, дискуссии, диалоги, ролевые и имитационные игры, упражнения, предполагающие образную связь и обмен чувствами, организацию рефлексии «здесь и теперь».

Учебно-тематический план

Название занятия Организационная форма занятия Количество часов
1. Что такое толерантность Тренинговое занятие 1 час
2. Виды толерантности Дискуссия 1 час
3. Толерантная и интолерантная личность Тренинговое занятие 1 час
4. Агрессивное поведение - основная причина форми­рования интолерантной личности Дискуссия 1,5 часа
5. Толерантность в общении Тренинговое занятие 1,5 часа
6. Учимся толерантности Мини-игры 5 игр по 1 часу
7. Подведение итогов Дискуссия 1 час

Итого:

  12 часов

Приложение 1.

 Занятие  "Что такое толерантность?

Цель занятия: сформировать у воспитанников понятие толерантности.

1. Разминка. Предлагается три варианта разминки, педагог выбирает по своему усмотрению.

1-й вариант:

Ведущий предлагает ряд утверждений, которые участники группы оценивают по трехбалльной шкале:
«да» - 3 балла;
«нет» - 2 балла;
«не могу ответить или сомневаюсь» - 1 балл.

  1. Если педагог излагает свою точку зрения, я никогда с ней не соглашусь.
  2. Решая проблему, я всегда полагаюсь только на себя, и не буду советоваться ни с кем.
  3. Я всегда избегаю споров и дискуссий.

Подсчитывается общее количество баллов, набранное группой по каждому из предложенных утверждений, и ведущий предлагает желающим прокомментировать полученные результаты. Здесь необходима не адресная оценка, а общие выводы, так как именно они дают понятие об общих социальных установках у детей.

2-й вариант:

В виде разминки может выступить процедура «Расскажи мне о себе».
Каждый кратко расскажет о себе и попытается сформулировать свою основную идею или позиции по вопросу воспитания молодежи.

3-й вариант:

Предполагается протестировать группу по методике Френкеля-Брунсвика на определение общих социальных установок детей.
Методика включает 7 утверждений, диагностирующих различные социальные установки у детей. Испытуемые должны выразить свое согласие или нет с каждым утверждением.

Существует только один правильный путь сделать что-нибудь да нет
Если человек никого не боится, он может попасть в неприятную историю. да нет
Было бы лучше, если бы учителя были построже. да нет
Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье . да нет
Девочки должны изучать только то, что поможет им в домашних делах да нет
Где-нибудь на Земле всегда будет идти война: это часть человеческой природы. да нет
Все главные качества даны человеку от природы. да нет

Применение этой методики  для диагностики толерантности  оправдано тем, что (как показано в работах Френкель – Брунсвик) общие социальные установки у детей коррелируют с уровнем их толерантности по отношению к другим группам.

После проведения тестов выясняются общие социальные установки группы, на основании чего педагог может планировать свою дальнейшую работу с группой.

2. Основное содержание занятия

Ведущий раздает всем участникам группы две карточки:
Толерантность – это…        Толерантная личность – это …
Каждый участник должен их заполнить, высказав свое мнение.
Поскольку понятие толерантности не однозначно для каждого человека, мы получим различные представления о том, что такое толерантность и что собой представляет толерантная личность.
Получив карточки, ведущий зачитывает все варианты определений, и участники группы делятся на микрогруппы (на основе сходства взглядов). Следующий этап работы — каждая микрогруппа обосновывает свое понятие толерантности и толерантной личности.

Сформулированные понятия записываются на доске (два, три и т. д., в зависимости от количества микрогрупп).

Начинается процесс обсуждения, в ходе которого ведущий ставит следующие вопросы:

  • Можно ли дать одно определение понятию толерантность?
  • Что объединяет все предложенные определения?
  • Чем отличаются предложенные определения?
  • Как вы представляете себе толерантного человека?
  • Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют интолерантную личность?

Ведущий, подводя итог обсуждению, предлагает определения толерантности и толерантной личности.

Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантная личность - это личность, у которой сформирована установка на восприятие, отношение и действие в окружающей социальной действительности и в отношении с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, адекватная конфронтация и самопознание.

3. Домашнее задание

Подумать над предложенным определением и подходом. Если они принимаются, то суметь обосновать все «за», если не принимаются — все «против».  
Занятие заканчивается рефлексией «здесь и теперь».

4. Вопросы для рефлексии

  1. Вы познакомились с разными понятиями толерантности. Какое вызвало у вас наибольший отклик и почему?
  2. Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось в ходе занятия?
  3. Какая позиция, прозвучавшая на занятии, оказала на вас самое сильное впечатление?
  4. Воспитанники заполняют анкету "День за днем" или "Мнение", данные в приложение 1 к данному пособию.

Назад