«Школа общения «Диалог+»

Дополнительная образовательная программа

Авторы-составители:
Зубарева В.А., методист ЦВО «Творчество»
Пономарева Т.Ф., методист ЦВО «Творчество»
Синякина Е.В., методист ЦВО «Творчество»

Категория слушателей: социально-ответственные взрослые от 18 лет
Срок образования:  12 часов

Пояснительная записка

Общие положения

Еще совсем недавно мы гордились тем, что у нас самое лучшее образование в мире, самая читающая страна. Современные люди осознали, что для полноценной жизни недостаточно одних знаний, но важно еще и умение решать постоянно возникающие проблемы. Одним из ресурсов цивилизованного решения проблем в современных социо-культурных условиях является эффективное общение, которое играет огромную роль во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовании детей, т.е. в их обучении, воспитании, развитии. В этом  заключается актуальность программы.

По определению психолога М.И. Лисиной,  общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Но зачастую люди банально не владеют навыками конструктивного общения, формировать которые надо с детства. И в этом главную роль играют социально ответственные взрослые. Слова великого Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами становятся», ставшие крылатой фразой, произносят в тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что мастерство, в отличие от гениальности, дело наживное. Мастерство конструктивного общения (умение вести диалог), если человек не одарен им от рождения, – дело тоже наживное. Каждый социально ответственный взрослый просто обязан научиться этому, так как весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового возраста проходит под влиянием общения.

Программа «Школа общения «Диалог» направлена  на обучение социально ответственных взрослых знаниям и навыкам коммуникативного взаимодействия с ребенком в соответствии с его  возрастными особенностями с учетом долговременных педагогических, психологических, социальных последствий; на формирование навыков преодоления проблем во взаимоотношениях с детьми.

Обычно понятие «общение» рассматривается как категория в рамках различных наук: социологии, философии, медицины, а также педагогики. Наша программа имеет более практическую направленность – обучение эффективному общению как ресурсу цивилизованного решения проблем, в первую очередь педагогических, в современных социо-культурных условиях. Новизна программы заключается и в использовании современных образовательных технологий, формах, методах, средствах  обучения.

Предполагается, что в результате реализации программы произойдет личностный рост социально ответственных взрослых (родителей, педагогов, представителей общественных и государственных структур), повышение уровня их профессионализма. Это будет способствовать консолидации усилий социально ответственных взрослых для повышения качества образования – обучения, воспитания, развития ребенка, что в перспективе, по большому счету, приведет к формированию гражданского общества и улучшению качества жизни в нашей стране.

Цель программы: создание условий для активизации позитивного влияния социально ответственных взрослых на развитие личности ребенка через формирование их коммуникативной компетентности.

Задачи программы:

  • Обучить социально ответственных взрослых знаниям и навыкам коммуникативного взаимодействия с ребенком в соответствии с его  возрастными особенностями с учетом долговременных педагогических, психологических, социальных последствий;
  • Обучить методам преодоления проблем во взаимоотношениях с детьми через формирование у социально ответственных взрослых установок на:
  • терпимое/толерантное отношение к детям;
  • самоанализ и самоконтроль речевого поведения в любой речевой ситуации;
  • адекватное эмоциональное реагирование в педагогических ситуациях во взаимодействии с детьми;
  • Обучить социально ответственных взрослых приемам саморегуляции,  релаксации.

Целевая аудитория: все желающие социально-ответственные взрослые от 18 лет.

Срок реализации программы: 12 часов.

Принципы обучения по программе «Школа общения «Диалог»

В организацию образовательного процесса заложены следующие принципы обучения:

  • обучение «до результата». Осуществление контроля за усвоением учебного материала;
  • вариативность. В зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей срок обучения может быть сокращен или увеличен;
  • субъектность. Инициирование в процессе обучения взаимодействия диалогического характера. В диалоге с другим раскрывается «человек в человеке».
  • и др.

Прогнозируемые результаты деятельности

В результате реализации данной программы будут получены следующие результаты:

обучающиеся

  • получат знания по формированию  навыков коммуникативного взаимодействия с ребенком в соответствии с его  возрастными особенностями с учетом долговременных педагогических, психологических, социальных последствий
  • ознакомятся с методами преодоления проблем во взаимоотношениях с детьми;

Также:

  • будут созданы предпосылки для саморазвития и самообразования взрослых для коррекции своих отношений с детьми;
  • повысится качество педагогического общения взрослых с детьми,  что сыграет позитивную роль в получении ими (детьми) качественного  образования, в их социализации и интеграции в общество;
  • снизится напряженность во взаимодействии  как с детьми, так и с другими окружающими.

Учебно-тематический план

№ п/п Тематика занятий Всего Теория Практика Форма контроля
Лекции Тренинги, деловые игры
1. Общение как социально-культурная, психолого-педагогическая категория. 4 2 2  
1.1. Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности в современных социо-культурных условиях. 2 1 1 Диагностика уровня коммуникативных способностей, эмоционального состояния
1.2. Приемы и методы  конструктивного общения. Восприятие и понимание. 2 1 1 Диагностика эмоционального состояния
Тест-анкета «Что я знаю о невербальных средствах педагогического общения»
2. Аспекты педагогического общения. 4 3 1  
2.1. Этика педагогического общения 2 1 1 Диагностика эмоционального состояния
2.1. Общественное и семейное воспитание через общение. 1 1   Диагностика эмоционального состояния
2.2. Индивидуально-психологические особенности детей. 1 1   Диагностика эмоционального состояния
3. Современные дети: как понять и принять их 2 2    
3.1. Современность и подрастающее поколение 2 2    
4. Конфликтология 2 1 1  
4.1. Способы выхода из конфликтных ситуаций, методы их предупреждения. Бесконфликтное общение. 2 1 1 Диагностика эмоционального состояния
 

Всего:

12 8 4  

Список литературы

  1. Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов в УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
  2. Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с.
  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001.
  4. Лукьянова Т.С. Семейное воспитание: памятка для родителей.// Справочник классного руководителя, №2/ 2010. – с. 48.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми. – Санкт-Петербург, 2002.
  6. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
  7. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
  8. Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004.
  9. Рогов Е.И. Общая психология (Курс лекций). – М.:ВЛАДОС, 1995.
  10. Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
  11. Сысоева Е.Ю. Личный и профессиональный имидж преподавателя ВУЗА. – Самара, 2007.
  12. Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург, 1997.
  13. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.:Просвещение, 1993.
  14. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. – М.,1988.