Опыт взаимодействия МБОУДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара с родителями детей с ограниченными возможностями в области инклюзивного образования

Пономарева Татьяна Фараоновна
Методист Отдела реабилитации МБОУДОДЦВО «Творчество» г.о. Самара

Аннотация: в докладе автор представил опыт взаимодествия с родителями учащихся Отдела реабилитации ЦВО «Творчество» в условиях социально-педагогической инклюзии.  Как в партнерстве с родителями происходит создание надлежащих условий для реализации права детей с ограниченными возможностями на образование и творческое развитие в самом Центре, на базе спортивно-оздоровительного лагеря, культурных учреждений г. Самара.

В МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара (далее Центр) в 1992 году был создан Отдел реабилитации, который до сих пор успешно осуществляет деятельность по педагогической, психологической, социальной и медицинской комплексной    реабилитации   детей   с ограниченными возможностями здоровья от  4-х  до  23   лет. Главной задачей, стоящей перед Центром, является создание надлежащих условий для реализации права детей с ограниченными возможностями на образование и творческое развитие, закрепленного в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании», наравне со здоровыми детьми.

За это время накоплен большой опыт организации психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ в интегрированных группах, что стало предпосылкой для организации инклюзивного образования, которое  является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности.  «…Инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка, - считает доктор педагогических наук, профессор Университета Стокгольма (Швеция) Ульф Янсон, занимающийся исследованиями в области развития дошкольного и школьного интегрированного и инклюзивного образования.

В Центре комфортная педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям ребенка с ОВЗ. С этих позиций мы можем говорить о социально-педагогической инклюзии в нашем учреждении, хотя, как и в большинстве учреждений дополнительного образования в стране,  это не регламентировано нормативно-правовыми документами.

У нас созданы условия для личностного развития учащегося с ОВЗ как через его собственные усилия, так и в «содеятельности», в «сотворчестве» с другими людьми – родителями, педагогами, ближним и дальним окружением, здоровыми детьми. Педагогическая  реабилитация детей с ограниченными возможностями становится эффективнее и результативнее благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей. Задача педагога - активизировать родителей детей-инвалидов на  взаимодействие  по  максимальному развитию их потенциала,  их социализации, подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество. На родительских собраниях, лекториях, учебных занятиях, массовых мероприятиях, в том числе и выездных, формируется позиция родителей, соответствующая происходящим изменениям в образовательной политике государства и запросам социума. Современный родитель  определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, занимает партнёрскую позицию по отношению к педагогическим работникам и  разделяет с ними ответственность за образовательный результат.

Родители учащихся Отдела реабилитации  Центра - герои в первоначальном смысле этого слова: ДЕЯТЕЛИ. Они – первые ценители труда педагогов и достижений наших учащихся. Они решают бытовые проблемы своих детей, связанные с их ограниченными возможностями, сопровождают их  на занятия, следят за исполнением рекомендаций педагогов, а также вместе с ними осваивают образовательные программы, чтобы и дома помогать им в формировании необходимых знаний, умений, навыков.

В Центре сложилась система общественно-значимой деятельности, культурно-массовых и конкурсных мероприятий,  организация которых проходит в сотворчестве со здоровыми детьми и их родителями. Так успешно реализуются туристско-краеведческие и экскурсионные программы для детей-инвалидов и здоровых детей. Очень сближают педагогов, детей и их родителей выезды на природу (на фестиваль им. Грушина, Молодецкий курган, в лагерь «Лесная сказка») и экскурсионные поездки («По святым местам Самары», в музей Алабина, в музей ПриВО и др.). Родители детей с ОВЗ наравне со всеми с энтузиазмом участвуют в субботниках и трудовых десантах по благоустройству территории Центра и микрорайона.

Педагоги и родители испытывают особую гордость за результаты работы с одаренными детьми.  Близкое общение с ребенком и его родителями в различных ситуациях, индивидуальные занятия и занятия в малых и интегрированных группах, создание ситуаций успеха каждому ребёнку позволяют различать его творческую одаренность. Наши воспитанники с ограниченными возможностями являются лауреатами городских конкурсов детского и учительского творчества «Подснежник» и «Мир, в котором я живу» в номинациях «Эстрадный вокал» и «Хореография»; лауреатами литературных конкурсов среди авторов-инвалидов Самарской области (их сочинения печатаются в солидных изданиях); победителями городских и международных  соревнований по шашкам.   Почти ежегодно кто-то из наших учащихся или выпускников становится получателем Губернаторской премии.  Успех детей – это прежде всего заслуга родителей!  Вместе с ними мы открываем горизонты и практического, прикладного использования способностей ребенка. Так например, на фоне возникновения в современном обществе интереса к эстетике быта для детей актуально освоение программ «Глиняная игрушка»,  «Бисерные переливы», «Серебряная нить», «Волшебный клубок», «Деревообработка». Знакомясь с культурными традициями и современным дизайном, дети получают навыки изготовления изделий из глины, бисера, пряжи, дерева. Сфера применения полученных знаний широка: от оформления своего жилища, одежды до получения ориентации на профессию мастера по декоративно-прикладному творчеству.

Гармонизации отношений родителей с собственным ребенком и окружающим миром способствует и участие в оздоровительных сменах, организуемых в Центре на грантовые средства в партнерстве с некоммерческими организациями. Участниками таких проектов, как «Своими руками», «Полезные каникулы» и др., были дети с ОВЗ, их здоровые братья и сестры, родители и лица их заменяющие. Целью проектов являлось создание условий для преодоления изолированности детей-инвалидов и их семей, образования новых социальных связей, формирования социальных и профессиональных навыков, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников – через реализацию программ профессиональной ориентации, отдыха и оздоровления. Реализация проектов проходила на базе спортивного лагеря, где проводились профильные смены для здоровых детей. Наши дети с ОВЗ принимали участие во всех общелагерных мероприятиях.

Успешность реализации данных проектов объясняется личностным вкладом каждого в образующуюся деятельностную среду, обеспечивающую естественное взаимодействие всех со всеми. Родители помогали педагогам в организации режимных моментов, в изготовлении декораций и реквизитов для мероприятий. На занятиях по программам они помогали не только своим, но и другим детям в освоении тех или иных приемов работы с бисером, нитками, бумагой, глиной, природными материалами.

Проведение воспитательных и образовательных мероприятий способствовало быстрому установлению общности детей с ОВЗ, здоровых детей из своих и других отрядов, педагогов-волонтеров; адаптации и социализации детей в данном социуме; а также  созданию ситуации успеха (лучшие работы награждались грамотами на вечерних линейках). Об этом свидетельствуют устные и письменные отзывы детей, родителей и педагогов-волонтеров.

Сопровождение проекта осуществлял психолог, который посещал занятия, давал рекомендации педагогам, проводил индивидуальные консультации и занятия с участниками проекта и их семьями. Так как большинство родителей детей с ОВЗ нашего Центра имеют высшее образование, работа с ними требует особо деликатного подхода. Поэтому психолог использовал метод опосредованного педагогического просвещения родителей. Например, диагностику. Осмысливая вопросы анкет и тестов, уточняя их значение, родители опосредованно занимались самообразованием, что эффективно влияло на совершенствование их родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями. В качестве опосредованного способа вовлечения родителей в сотрудничество с педагогами и собственными детьми были использовал стенные газеты. В них описывались успехи и достижения ребят, помещались их фото и творческие работы. Родители  получили возможность испытать гордость за своего ребенка, что способствовало гармонизации семейных отношений участников проекта.

Как известно, особенно затрудненно общение людей с недостатком слуха: они, как говорится, отрезаны от мира людей и, как правило, агрессивнее, угрюмее по сравнению с другими людьми с ограниченными возможностями здоровья. Сложно протекала интеграция в социум лагеря у слабослышащей Саши Д., которая часто проявляла негатив и даже агрессию по отношению к своей бабушке, не знавшей языка жестов глухих, потому что в обычной жизни мало общалась с девочкой. Психолог проекта проводила беседы с бабушкой, педагогами, нацеливая их на поощрение ребенка в самых мельчайших позитивных моментах ее поступков и проявлений эмоций. Во время проведения Малых олимпийских игр психологом было замечено, что девочка метко набрасывает кольца на кольцеброс (эта ее способность была отмечена на вечерней линейке).  Вместе с тем бабушка во время соревнования давала ей «под руку» советы, выражала недовольство «недолетом» и «перелетом»  кольца. Психолог предложила бабушке показать свои способности в этом деле. Оказалось, что давать советы легче, чем действовать самой. Бабушка и внучка стали тренироваться вместе. Это способствовало налаживанию их отношений, и девочка стала больше улыбаться, охотнее участвовать в мероприятиях. После окончания смены мама привела Сашу в Центр «Творчество» и записала в спортивную секцию «Стендовая стрельба».

В Центре в рамках почти всех мероприятий проводятся выставки изделий декоративно-прикладного творчества. Цель выставок - дать возможность учащимся применить и продемонстрировать на практике знания, полученные в ходе занятий в учебном году и оздоровительных профессионально-ориентированных сменах. На выставке представляются разнообразные изделия, а именно: брелки, бусы, цветы из бисера и бумаги; панно из кожи и ткани; салфетки, поделки в технике  макрамэ; пояса, бижутерия и др.

Выставки позиционируются как социальные акции, в которых принимают участие не менее 180 человек: сами учащиеся, их родные и близкие, родители воспитанников ЦВО «Творчество», учащиеся общеобразовательной школы № 153, гимназии № 4, жители близлежащих домов, приглашенные представители общественных организаций и СМИ.

Посетителям выставки настолько нравятся изделия и качество их исполнения, что привычно жалостливое или опасливое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья сменяется на заинтересованное и уважительное. Удовлетворение получают все: дети и родители, педагоги, посетители выставки. Выставки являются хорошей рекламой Центра «Творчество» и обеспечивает приток учащихся в детские объединения художественной направленности.

Тесное взаимодействие педагогических работников Центра с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования способствует  выстраиванию логики достижения жизненных целей как родителей, так и самих детей.

  Опыт взаимодействия ЦВО «Творчество» с родителями детей с ОВ