Проблемы  физического  воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и  привлечения  их  к занятиям  спортом

Бурцева Елизавета Петровна - заведующий  и методист отдела «Организационно-массовый»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт, в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений,  вариативность их выполнения,  позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.

Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности.

Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Для инвалидов занятие физической культурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии спортом.

В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду, что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения  и приучения наибольшего количества инвалидов к  физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности,  возможно,  существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе.

У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Еще Аристотель сказал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также надо отметить положительное влияние занятий танцами, физкультурой и спортом на развитие личности, что особенно ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства.

С 1992 года в МБОУДОДЦВО «Творчество» г.о. Самара действует отдел психолого-педагогической, медицинской и социальной  реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном с заболеванием – ДЦП (детский церебральный паралич).

Одной из проблем, которая была  при открытии отдела реабилитации - это неприятие здоровыми детьми детей-инвалидов. На них смотрели как на изгоев. По прошествии небольшого времени, занимаясь вместе с  детьми, непохожими на них, здоровые дети прониклись пониманием их проблем, стали помогать во всем. И в настоящее время совместное проведение соревнований, конкурсов, занятий воспринимается как естественный факт.

Реализация физкультурно-оздоровительных программ  в ЦВО «Творчество» приводит к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд.

Занятия с детьми с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры,  в ЦВО «Творчество» строятся  с учетом индивидуальных особенностей,  уровня здоровья, психо-эмоционального статуса, характера заболевания.

Педагоги в своей работе с  данными детьми  руководствуются принципом, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если знать, как адаптировать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека.

Привитие навыков к занятиям физкультурой и спортом начинается с раннего возраста. В отдел реабилитации принимаются дети с 4 лет. Для этой категории детей разработана программа «Преодоление».

Задачи физического воспитания дошкольников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП и НОДА) можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят те классические задачи, которые решаются и в работе со здоровыми детьми – это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. К задачам общеобразовательного характера относятся задачи формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. К оздоровительным задачам относятся задачи охраны и укрепления здоровья ребенка, развития сохранных функций организма ребёнка и совершенствования адаптационных и функциональных возможностей, повышения умственной и физической работоспособности, достижения полноценного физического развития.

Воспитательные задачи включают формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.

Вторую группу задач составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на: основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.

Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:

  • коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
  • преодоление слабости  отдельных мышечных групп;
  • улучшение подвижности в суставах;
  • нормализация тонуса мышц;
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и др.

Дети с НОДА обучаются  по программе “Преодоление” на основании заключения медико-психолого-педагогического консилиума. В медицинской карте ребёнка указываются дефекты опорно-двигательного аппарата, которые следует преодолеть направленными упражнениями.

В результате работы по данной программе  дети становятся способными проявлять активность на людях во время праздников и массовых мероприятий, у них возникает желание общаться, заниматься физкультурой, участвовать в спортивных соревнованиях.

Проблема многих семей, где имеются дети-инвалиды, взаимоотношения членов семьи. Спортивная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья становится эффективнее и результативнее благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей. Они – первые ценители труда педагогов и достижений своих детей. В первую очередь меняется отношение родителей к ребенку, они перестают видеть в нем инвалида.

В отделе реабилитации поддерживается система непрерывности дополнительного образования. Воспитанники подросткового    возраста продолжают  занятия  в Спортивно-оздоровительном  клубе «Старт» и детском объединении «Аэробика».

Деятельность СОК «Старт»  укладывается в формулу: "Спорт - для здоровья, а не только ради высоких результатов».  Каждый член клуба: будь то здоровый подросток или ребенок -  инвалид, должен получить возможность заниматься тем или иным видом спорта.

Воспитанники СОК «Старт» - неоднократные  победители районных и городских соревнования среди детей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта.

В ЦВО «Творчество» для воспитанников отдела реабилитации есть два тренажерных зала. Один для детей до 8 лет, где  находятся мягкие  тренажеры  и «сухой бассейн»,  и зал ЛФК, оборудованный  тренажерами для детей старшего возраста.  Педагоги и инструкторы ЛФК индивидуально подходят к выбору программы для каждого воспитанника, прослеживают динамику его физического развития. К сожалению, из-за нехватки  материальных средств,  оборудование давно не менялось, многие тренажеры пришли в негодность.

В ЦВО «Творчество» разработан и реализован социально-значимый  проект «Тропа здоровья».

Цель программы «Тропа здоровья» - содействие физическому и разностороннему развитию подростков и молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у них гражданственности и патриотизма средствами спортивного туризма.

Одним из направлений этого проекта является  поход выходного дня. В этом проекте приняло участие около 25 старших воспитанников отдела реабилитации. Подростки сталкиваются с проблемой преодоления страха перед подъемами на гору,  опасения непрохождения  расстояния пешего перехода. Но, пройдя  маршрут, они испытывают чувство  удовлетворения и уверенности в своих возможностях.

За 21 год существования отдела реабилитации в ЦВО «Творчество» накоплен большой опыт физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми – инвалидами. Решены проблемы с кадровым составом, использованием материально-технических средств, разработаны методики и формы работы с детьми-инвалидами, созданы авторские и адаптированные дополнительные образовательные программы, наработан большой методический материал.

Привлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  отдела реабилитации МБОУДОДЦВО «Творчество» г.о. Самара  к занятиям спортом  и физической культурой, участию в спартакиадах, олимпиадах, дельфийских играх способствует не только их оздоровлению, реабилитации, но и  их социальной адаптации.

Список информационных источников:

  • Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП. // Журнал «Курортное дело» №3 – М.2007 –С 13-15.
  • Латчук В.Н., Бурлакина О.В., Бурлакин М.Ю. Роль туризма в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями // Коррекционная педагогика. – 2006. - №3 (15). – С.22-26
  • Паначев В.Д. «Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ при помощи искусства и спорта». Дефектология № 5, 1995
  Проблемы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечения их к занятиям спортом